fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:

ВАТЕРЛОО

1114. СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК, «ВАТЕРЛОО», 1970
28.09.2021, вторник, 10:15

На 46 минуте мощного фильма «Ватерлоо» начинаются батальные сцены, до этого мы наблюдаем за предпосылками и за развитием характеров, среди коих Наполеон (Род Стайгер), Веллингтон (Кристофер Пламмер), их офицеры и окружение. Но кульминация дана, конечно, в одном из первых эпизодов, когда сбежавший с острова Эльба Бонапарт выходит один к многотысячной армии и вопрошает: «Кто выстрелит в своего императора?» Никто не выстрелил, не посмели. Дальнейшее известно: Наполеон с триумфом отобрал Париж у Людовика XVIII и начал готовиться к такому сражению, чтобы всем сражениям сражение; в финале он его благополучно просрал – шутливый тон уместен, так как вроде и великий человек Наполеон, но и засранец первостатейный.

В картине тоже наличествует крен в подобную интерпретацию. Но подано все с пафосом через сошедшего с ума солдата веллинготоновской армии (Олег Видов), который бредет по полю боя и орет: «Господи! Зачем это?». И впрямь: зачем? Но тут даже историки между собой не договорились, а осталась только присказка «Всяк в Наполеоны метит».

Батальные сцены сняты виртуозно. Авторы много изучали особенности тактики противоборствующих сторон; вся эта тактика отражена на экране. То есть, к примеру, Наполеон говорит «Пусть они скачут на правый фланг»; зритель, разумеется, должен сообразить, где там на экране этот правый фланг сосредоточен. А это нелегко: из-за монтажа в глазах рябит. Но, впрочем, зрелищно и, повторюсь, пафосно.

Образ Наполеона раскрыт своеобразно. Сквозь деспота проступает тонко чувствующий человек. Какого хрена этот тонкий человек пустил под мясорубку пол-Европы, не объясняется. Ну ведь мы как-то свыклись с тем, что Александр Македонский, Чингисхан, Карл Великий… цепочка замыкается Бонапартом, и, честное слово, недаром его не жаловал Лев Толстой. Когда этот дядя в треуголке в Африке приказывал отстреливать Сфинксам носы, сей грех черти на телячьей коже записывали как самый ничтожный из всего, что он натворил за свою короткую жизнь.

Вероятно, в этой рецензии я больше сказал о своем отношении к Бонапарту, но ежели б я взялся рассуждать о своем отношении к Сергею Бондарчуку, я б еще больше наговорил.

Tags: кино ссср, кинодневник
Subscribe

  • КТО?

    1120. ЛЕОНАР КЕГЕЛЬ, «КТО?», 1970 14.10.2021, четверток, 05:23 Обожаю, когда остросюжетное кинцо начинается с фанковой проходочки на бас-гитаре. Тут…

  • СТАРШАЯ СЕСТРА

    1119. ГЕОРГИЙ НАТАНСОН, «СТАРШАЯ СЕСТРА», 1966 10.10.2021, воскресенье, 06:47 Главную героиню зовут Надежда, вот она весь фильм и надеется. Но себе…

  • ПРОГЛОТ И ДЕВЧОНКИ

    1118. СКАЙ БРАБАНД, «ПРОГЛОТ И ДЕВЧОНКИ», 2021 08.10.2021, пятничка, 03:37 Как я не искал, но адекватного фото к фильму «Проглот и девчонки»…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments