fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Category:

ЭЗОП

937. ОЛЕГ РЯБОКОНЬ, «ЭЗОП», 1981
25.05.2020, понедельник, 02:16

Недавно я проводил урок по скайпу для 9-летней девочки. В планах был отнюдь не разбор пьесы Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград», а непосредственно басни Эзопа (даже в переложении Льва Толстого) и вообще басня как жанр. Нужно было, чтобы ребенок понял, что это за жанр такой, что такое аллегория и т.д. Но уж занятие я надумал предварить пафосным пересказом упомянутой пьесы. Дети восприимчивы к красивым историям, и я представлял, какое впечатление на ребенка произведет фраза «Где тут пропасть для свободных людей?». И, кстати, я не собирался говорить о том, что это только плод фантазии драматурга – девочка подрастет и прочтет об этом сама. Так вот. Я взахлеб рассказал историю о том, что нет ничего на свете дороже свободы и в общем-то произвел должное впечатление. Это был удачный урок.

И вот теперь по поводу фильма. Есть текст Фигейредо. Еще есть телеспектакль начала 60-х Георгия Товстоногова, там Эзопа играет Виталий Полицеймако. Но только Александр Калягин, исполнивший главную роль в постановке Рябоконя, поднял легенду на невиданные высоты. Он сыграл то, чего не подразумевали ни Фигейредо, ни Товстоногов, ни Полицеймако. Он сыграл настоящую трагедию.

Потому что изначально в пьесе Эзоп вовсе не трагическая фигура, а Полицеймако играет и вовсе весельчака. Но другое дело Калягин. Едва он появляется в кадре, мы замечаем на его лице выражение обреченности. Эзоп Калягина с самого начала (хотя по сюжету это неясно) понимает, что ничего хорошего не будет. Он понимает, что за свободу придется заплатить жизнью. Иначе просто не получится – слишком дорогое это благо: свобода.

И Калягин так и играет. Эзоп не питает никаких иллюзий. Участь раба это жалкая участь, а ради свободы надо выбрать деревянные костюмы, как пел Высоцкий. Вокруг Эзопа копошатся все эти людишки, свободные только по статусу, но не по сути. А Эзоп буквально выгрызает свою волю, но и не удивляется, когда его приговаривают. Тут и кроется истинно трагический конфликт – если ты жив, значит ты раб. Вот ведь какие страсти бушевали в Калягине, и вот каким крутым было питерское телевидение. Это даже не кинофильм, но у нас умели и из телепостановки сделать шедевр.

Tags: кино ссср, кинодневник
Subscribe

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    ЧЕМОДАНИЩЕ — Едет Проша домой — В МАГАДАНИЩЕ. И везет он с собой ЧЕМОДАНИЩЕ. — Что в чемодане? — Вопрос! — Отвечайте, прошу вас, всерьез. — Ну,…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    КАК ЧЕРЧИЛЛЬ СИГАРЫ ДОМА ЗАБЫЛ В субботу Черчилль был приглашен к мисс Грейди. Черчилль чрезвычайно любил коротать у нее вечера. Это была…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    342. ЛУИДЖИ КОМЕНЧИНИ, «БОЖЕ МОЙ, КАК НИЗКО Я ПАЛА!», 1974 21.07.2015, вторник, 19:38 Месяц назад, 22 июня 2015 года, в Италии скончалась одна из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments