fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:

ПЕРСОНА

918. ИНГМАР БЕРГМАН, «ПЕРСОНА», 1966
03.04.2020, пятница, 05:35

Фильм «Персона» это сновидение Бога, который, проснувшись и ужаснувшись увиденному, раздумал создавать Вселенную. Персона это Бог. Альма и Элизабет это Бог. Потому что Бергман нафантазировал, будто Бог не цельная личность, а мятущаяся – как две разные женщины. И еще он решил, что Бог это женщина, ибо Он приносит себя в жертву.

Тут возникает много всяких вопросов, а я намеренно начал с ответов. Я даже не рассказал, о чем повествует фильм, но это ни к чему. Это классика, она не нуждается в пересказе. А после просмотра мозг мой закипел. Я понимал, что это не атмосферное кино – это кино-головоломка, нужно расшифровывать. И вот символы, образы: самка паука, разорванная фотография, самосожжение в телевизоре, руки, прибитые к кресту, нацистские автоматы, направленные на ребенка. И порванная кинопленка – это финальный кадр. Вот что я скажу: перед тем как посмотреть «Меланхолию» Ларса фон Триера, нужно увидеть «Персону». Те же вопросы, та же тема.

Вообще кому, как не Бергману, было снять подобный фильм? Вопрос о присутствии Бога это его любимый вопрос и самый для него мучительный. Вот он и замахнулся. Он показал, что Богу страшно за своих детей, поэтому Он сожалеет… о чем? Он не знает, Он мечется. В Нем две женщины – Альма и Элизабет – Он это персона.

Но Бог существует. Бергман всегда представляет Его разным – как в отдельно взятой картине, так и во всем корпусе своих работ. Бог может быть добрым и нести свет; Бог может быть непоследовательным; может быть жестоким… Вот фон Триер, скорее, атеист, хотя этого нельзя утверждать с точностью. Бергман живет надеждой. Он как режиссер чувствует Божественное начало и в себе – он создает миры. Но и героев он наделяет чертами Всевышнего, и все эти образы, которые подтверждают или опровергают его веру в благо, мучают режиссера, делают его жизнь невыносимой и заставляют снимать, снимать и… в последнем кадре показывать разорванную пленку. Вот такие у меня мысли.

Tags: кинодневник
Subscribe

  • БОБ ПРОЖИГАТЕЛЬ ЖИЗНИ

    1110. ЖАН-ПЬЕР МЕЛЬВИЛЬ, «БОБ ПРОЖИГАТЕЛЬ ЖИЗНИ», 1956 20.09.2021, понедельник, 06:06 Я люблю фильмы, где герои ничего не делают и просто слоняются.…

  • ПРОЩАЙ, ЭММАНУЭЛЬ

    1109. ФРАНСУА ЛЕТЕРРЬЕ, «ПРОЩАЙ, ЭММАНУЭЛЬ», 1977 19.19.2021, воскресенье, 03:42 Слушаю вот сейчас забойный альбом L7, размышляю над тем, что…

  • ЛИТОГРАФИЯ С ОТШЕЛЬНИКОМ

    ЛИТОГРАФИЯ С ОТШЕЛЬНИКОМ Как это бывает с творческими натурами, в один из дней Виктора Викторовича Вакулу-Нищего осенил новый замысел. Осенил…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments