fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:

АВАРИЯ

910. ВИТАУТАС ЖАЛАКЯВИЧЮС, «АВАРИЯ», 1974
07.08.2020, суббота, 22:18

Раньше получалось писать более-менее длинные рецензии, а теперь одна короче другой. Это от моей натуры – если есть что сказать, мне легче сформулировать в двух предложениях, а дальше лить воду, рассказывать про выпитый кофе и т.д. уже надоело. Но ладно. Сегодня есть идеи по поводу фильма, я начинаю.

Снят он по повести Фридриха Дюрренматта, и тут я хочу напомнить, что в СССР были еще как минимум две отменные картины по его произведениям – «Физики» и «Визит дамы». Что касается «Аварии», то за пару лет до Жалакявичюса повесть экранизировал итальянец Этторе Скола, снял в главной роли Альберто Сорди и назвал это «Самый прекрасный вечер в моей жизни». Я про тот итальянский фильм в свое время отчитался, но теперь с радостью заявляю, что Жалакявичюс сделал ничуть не хуже. Да и актеры у него смело могли соперничать с Сорди и прочими, я их перечислю: Регимантас Адомайтис, Юри Ярвет, Ростислав Плятт, Бронюс Бабкаускас, Валентин Никулин, Ирина Мирошниченко, Николай Шацкий. Разыграли они предложенный сюжет прекрасно. А что за сюжет? Ну, у Дюрренматта простых историй не бывает.

Едет по Швейцарии негоциант. Ломается машина. Он попадает в замок на отшибе, а там живут судья в отставке и адвокат с прокурором – тоже на пенсии. Но они скучают по былым денькам и играют в странную игру – понарошку проводят судебные процессы. И вот они предлагают негоцианту – давайте за ужином мы будем вас как бы обвинять, защищать и судить. По каким делам? Ну так, посмотрим всякие обстоятельства вашей жизни и обсудим. И негоциант соглашается. А тут и палач на пенсии невзначай за стол присаживается.

Очень интересно смотреть как Адомайтис играет на контрасте с Сорди. Абсолютно разные типажи и рисунки роли. Да и другие актеры, включая обворожительную Мирошниченко, играют другое. А смысл остается, я скажу о нем позже, но теперь замечу, что Жалакявичюс мастер на мизансцены, остроумные монтажные склейки и нагнетание атмосферы. Да, меньше реквизита, чем у Сколы, фильм снят за скромные средства, но в скупости подачи материала сила Жалакявичюса. Поэтому совсем не уступает итальянской версии.

О чем это? Мне кажется, что предложенная героями игра в судилище это метафора Высшего суда, который ждет смертных пред очами Бога. Кто знает, что там зачтется, а что нет? Это как с бабочкой (или гусеницей? – не помню) из известного фантастического рассказа. Человек ее раздавил, забыл об этом, и всё полетело в тартарары. И вот это и есть его грех, а вовсе не кража или там ограбление. Что мы знаем о наших грехах? Ничего, пока носом не ткнут и не разъяснят. Живем, не ведая, что творим – наверно, об этом и снято кино.

Tags: кино ссср, кинодневник
Subscribe

  • ЗВЕРЬ С ХОЛОДНОЙ КРОВЬЮ

    1122. ФЕРНАНДО ДИ ЛЕО, «ПАНСИОНАТ ЭРОТИКА, ИЛИ ЗВЕРЬ С ХОЛОДНОЙ КРОВЬЮ», 1971 20.10.2021, среда, 18:59 Ну вот, командантес и компаньерос, у нас…

  • КОЛДУНЬЯ

    1121. АНДРЕ МИШЕЛЬ, «КОЛДУНЬЯ», 1956 18.10.2021, понедельник, 10:30 В СССР этот фильм был культовым по трем причинам. Он снят по повести Куприна…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    338. АМОС КОЛЛЕК, «БЕЗУМИЕ УЛИЦ», 1986 16.07.2015, четвергъ, 02:56 Я очень люблю, когда персонажи из двух заветных миров сходятся в одной точке.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments