fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Category:

КИНОДНЕВНИК-РЕТРОСПЕКТИВА

123. РОЖЕ ВАДИМ, ЛУИ МАЛЬ, ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ, «ТРИ ШАГА В БРЕДУ», 1968
16.04.2014, среда, 20:54

Вот я поставил на вертушку альбом Pizzicato Five «Playboy Playgirl» и готовлюсь рассказать нечто интересное об одном весьма претенциозном проекте. Картина «Три шага в бреду» снята по рассказам столь любимого нами Эдгара Аллана По и снята очень даже неплохо. За дело взялись маститые режиссеры, каждый из которых сегодня занимает свое почетное место на Киноолимпе. Давайте же начнем разбираться, который из режиссеров преуспел здесь более других и в чем именно состоит его заслуга.

Ну-с, начнем с Роже Вадима. Я этого дядьку не очень люблю, но все же его экранизацию рассказа «Метценгерштейн» назову удачной, правда, тут же оговорюсь, что на фоне Маля и Феллини известный французский ловелас терпит сокрушительное поражение. Да, хорошо снята история о жестокой феодалке. Да, хорошо ее играет симпатяжка Джейн Фонда. И да, не отстает от нее кровный братец Питер Фонда. Но не годится это никуда и ни в какие ворота не лезет. А знаете, почему? Потому что перед нами гламурная интерпретация весьма мрачного рассказа. «Метценгерштейн» Роже Вадима это самый что ни на есть дурацкий гламур. Гламур образца 1968 года. Дамы из старинных времен расхаживают в костюмах, похожих на купальники. Джейн Фонда носит прозрачные колготки и стилизованные под древность откровенные кофточки. Придумано неплохо, спору нет, но этим достоинства киноновеллы и ограничиваются. Негоже превращать рассказы гениального невротика в подиум. Впрочем, это всего лишь мое брюзжание. Я не исключаю, что зрители, превыше всего ценящие стиль, оценят новеллу Вадима достаточно высоко и будут правы.

Так. Теперь приступим к разбору «Вильяма Вильсона», вышедшего из закоулков сознания Луи Маля и, между прочим, снятого замечательным оператором Тонино Делли Колли. Вот это совсем другой коленкор. По стилю и по красоте костюмов новелла ничем не уступает новелле Роже Вадима, а дуэт Ален Делон и Бриджит Бардо во многом превосходит дуэт Джейн и Питер Фонда. Но дело даже не в этом. Луи Маль поступил как истинный художник. Он прочел рассказ По; рассказ его увлек, и Маль вдобавок к тому, что было выдумано великим американцем, досочинил кучу интереснейших эпизодов, отнюдь не перечеркивающих то, что было сказано до него, но, напротив, придающих творению ряд любопытнейших смыслов. И кстати, роль Вильяма Вильсона смело можно назвать одной из лучших работ Алена Делона, поскольку он так редко играл кого-то, кроме бандитов или полицейских, что всякий раз, когда это происходило, зритель удивлялся и рукоплескал. Надо сказать, что в новелле Маля чувствуется влияние французской волны. Оно прощупывается еле-еле, но все же, глядя на злоключения самовлюбленного негодяя Вильсона, ты понимаешь, что Маль продолжает петь старую песню на новый лад. И мелодия этой песни надолго остается в твоей голове.

Ну а Феллини по своему обыкновению взял да и перевернул всё с ног на голову. Начать следует с того, что выбранный им рассказ, мягко говоря, не совсем вписывается в канву картины, призванной хоть как-то передать дух прозы Эдгара По. «Никогда не закладывай Дьяволу своей головы» несмотря на громкое название не самый эффектный рассказ Мастера. Это скорее даже не рассказ, а литературный памфлет. Он скромен по объему и душещипательных приключений здесь гораздо меньше, чем разного рода рассуждений. Я так и вижу Феллини с томиком По на коленях. Вижу, как он перечитывает все его рассказы и останавливает свой выбор на самом пустяковом (если это слово уместно по отношению к Эдгару По). Но Феллини и этого было мало. Он не просто выбрал пустяковый рассказ, он еще и не оставил в своей новелле ровным счетом ничего из того, о чем писал Мастер. Разве что эпизод с отрыванием головы. В остальном же новелла — всецело фантазия Феллини, но никак не По. Однако мы были бы вправе остаться недовольными, если бы новелла не удалась. Но удалась-то она на славу! Сия новелла это своеобразный цитатник предыдущих работ Феллини (Каково! Феллини снимает фильм не по мотивам рассказов По, а по мотивам собственных штудий) с участием Теренса Стемпа в роли популярного актера, заключившего роковую сделку, и юной девочки, которая, собственно, и олицетворяет Врага рода человеческого. Неплохо придумано! Отлично!

Таков фильм «Три шага в бреду». Таким я его вижу и таким я его люблю. Так что такие у нас на сегодня дела.

Tags: кинодневник-ретроспектива
Subscribe

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    НЕЛЕПАЯ СМЕРТЬ МИКИ ГАЗЕЛОТИСА Мика Газелотис шел по проселочной дороге. Весь день он провел на ногах и теперь спешил на электричку. До станции было…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    Не преминув засунуть нос В чертог Божественной Венеры, Прелат нащупал абрикос Под ожерельем королевы. Но так и не узнал прелат, Куда девалась мышь,…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    ЗАЗИ-ЧУТ ЖЕНИХ. Здравствуйте. РОДИТЕЛИ. Здравствуйте. ЖЕНИХ. Я пришел просить руки вашей дочери. РОДИТЕЛИ. Очень хорошо. Мы о вас наслышаны. ЖЕНИХ.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment