fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:

ШЛА СОБАКА ПО РОЯЛЮ

902. ВЛАДИМИР ГРАММАТИКОВ, «ШЛА СОБАКА ПО РОЯЛЮ», 1978
14.02.2020, пятница, 17:19

Вот пришла ко мне в гости мама. Я ей говорю: «Давай хорошее старое кино посмотрим». «Какое?» – она спрашивает. «Да вот, “Шла собака по роялю”. Тут тебе и Басов, и Рыбников, и Грамматиков, и Куравлев…» Ладно. Сели смотреть. И вдруг мама заявляет: «Да ну его, такой махровый соцреализм, я в те времена жила – ничего этого и в помине не было». Я возражаю: «Ну и пусть махровый соцреализм. Но это же жанр условный, а кино снято красиво. Это поэтическое кино. Видишь – тут коровы танцуют под музыку Рыбникова». А там ведь и впрямь коровы танцуют! Это такое оптимистичное полотно про советский колхоз, про то, как девочка влюбилась в вертолетного пилота, который над полями что-то распыляет. И очень даже мне сие напомнило «Ускользающую красоту» Бертолуччи.

То есть я понимаю, что мама имела в виду. Она-то бывала в советских деревнях. Там нравы простые – – – там мужики у сельпо бутылку ждут, там гопники на танцульки с заточками ходят, там девки дюже нескромные, там старушки злые сплетни разводят… Да уж, не такой увидел деревню Владимир Грамматиков. Ну, может, он отлакировал слегка, но больно уж у него селяне интеллигентные. И девочка Таня Канарейкина вся такая воздушная… И Владимир Басов играет эдакого дядю с душой без пуговиц… Но ведь режиссерское мастерство не только в лакировке…

А как же режиссер заставил коров танцевать? А как же девочка Таня с поволокой в глазах? А как же электрические гитары, по нотам играющие Рыбникова? А как же старинные пасторали? Деревня это, братцы и сестрицы, благодатнейшая тема для поэтов. Еще ведь Александр Сергеевич умел не замечать в ней суровых реалий – пусть и не всегда такое случалось… Коротко говоря, режиссер увидел в предложенной теме красоту, которая есть Любовь, и вот эту самую Любовь он и воспел. Посему мы и прощаем ему якобы лакировку. Смотреть – одно удовольствие.

И само название «Шла собака по роялю» настраивает нас на необязательный лад. Это такая изящная игра слов, где за основу взято известное фортепианное произведение «Собачий вальс». Помнится, школьники в мои детские времена любили наигрывать его на клавикордах и делали это по двум причинам: ничего другого играть они не умели, и еще незатейливый ритм провоцировал волнение в сердцах, воодушевлял, заставлял другими глазами смотреть на девчонок. Вот этот лейтмотивчик и лежит в основе. Что-то мимолетное, но такое важное. То, что можно потерять, но нельзя забыть.

Tags: кино ссср, кинодневник
Subscribe

  • ДРОЖЬ

    1055. ДАРИО АРДЖЕНТО, «ДРОЖЬ», 1982 05.05.2021, среда, 04:36 Люблю фильмы про писателей. В них, как правило, не показывают писателя, который…

  • НАЗАРИН

    1054. ЛУИС БУНЮЭЛЬ, «НАЗАРИН», 1958 02.05.2021, воскресенье, 02:53 Ну что ж, Луис Бунюэль, любимейший мой Бунюэль. И опять его мучают вопросы о…

  • НАСЛЕДСТВО ФЕРРАМОНТИ

    1053. МАУРО БОЛОНЬИНИ, «НАСЛЕДСТВО ФЕРРАМОНТИ», 1976 29.04.2021, четверг, 05:13 Вот-с, опять масштабное итальянское костюмное кино. Мощный такой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment