fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:

ГИБЕЛЬ БОГОВ

857. ЛУКИНО ВИСКОНТИ, «ГИБЕЛЬ БОГОВ», 1969
29.09.2019, воскресенье, 08:31

В один из погожих дней 1969 года мой любимый кинорежиссер Пьер Паоло Пазолини почувствовал прилив творческих сил и подумал: «А не написать ли мне письмецо любезному Висконти?» Я уж не знаю, диктовал ли он послание секретарю или же сам водил пером по бумаге, но начал он так: «Дорогой Висконти, позволь мне говорить с тобой по-дружески искренне и с теми невоздержанностью и несвоевременностью, что присущи обращениям друзей». А дальше он в такой же ласковой форме дал понять собрату по цеху, что фильм «Гибель богов» это полное говно. Кто знает? – может, и от зависти, однако ж позицию свою Пазолини обосновал грамотно и четко, как и подобает писателю: дескать, Ашенбах у тебя во второй половине картонный, в сцене расстрела чересчур много статистов и красной краски, психологически почти всё неубедительно, а главное, Висконти, – ты ретроград и двигаешь итальянское кино в обратную сторону, презрев прогресс.

Ну ладно. Письмо я процитировал, теперь поговорим о деле. Коснусь даже не проблематики (она вполне очевидна), а подхода Маэстро Висконти к организации материала.

Он снимал так, словно писал большой роман. В лучших больших романах, как мы знаем, должна быть представлена семья – и точно: у Висконти есть семья. Семья, согласно канону, охватывает как минимум три поколения – старики, которые уже не у дел; взрослые, которые при делах, и молодежь, которая покамест не успела, но ближе к развязке успеет. Всё это есть в «Гибели богов». А поскольку упомянутую семью по сюжету развращают и вербуют пришедшие к власти фашисты, то присутствует и некий мерзавец в черной форме. Это олицетворение режима, он на них залез и уже не слезет, пока не добьется полного подчинения интересам мерзкого Гитлера. Действует он хитро и исповдоль, а результат для домочадцев плачевен – противники фюрера устранены, ненадежные сторонники либо устранены, либо нейтрализованы, а во главе угла… Впрочем, те кто смотрели, те знают.

Вот такая губительная поступь власти на беду аристократам, с молчаливого согласия которых эта власть и взяла в 1933 году германский штурвал.

Висконти очень любит аристократов, ему нравится показывать их манеры, костюмы и породистые физиономии. Он их любит, но не жалеет, потому что думает: так им и надо. Но через своих героев он обнажает трагедию и обличает подонков. И, кстати, делает это так убедительно, что только один Пазолини этого и не заметил, а больше никто на фальшь в картине не жаловался…

И вот еще: есть аргумент против тех, кто думает, будто следующий фильм Висконти «Смерть в Венеции» это фильм о педофилии. Вы только посмотрите, с каким омерзением Висконти касается этой проблемы в «Гибели богов». Просто взгляните на гнусного Мартина и на спровоцированные им злодейства. Все-таки Висконти доходчиво продемонстрировал свою точку зрения по этому вопросу именно в «Гибели», а «Смерть в Венеции» снял совсем о другом. Но это уже отдельная история.

Tags: кинодневник
Subscribe

  • АД

    1057. КЛОД ШАБРОЛЬ, «АД», 1994 11.05.2021, вторнеггг, 05:00 Этот фильм Клод Шаброль снял, отталкиваясь от замысла Анри-Жоржа Клузо; последний снимал…

  • ИСТИНА

    1056. АНРИ-ЖОРЖ КЛУЗО, «ИСТИНА», 1960 08.05.2021, субботка, 02:00 Да, крепко снимал кино Анри-Жорж Клузо в то время, которое нынче кажется чуть ли…

  • ДРОЖЬ

    1055. ДАРИО АРДЖЕНТО, «ДРОЖЬ», 1982 05.05.2021, среда, 04:36 Люблю фильмы про писателей. В них, как правило, не показывают писателя, который…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments