fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:

ДА ЗДРАВСТВУЕТ МЕКСИКА!

854. СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН, ЭДУАРД ТИССЭ, ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВ, «ДА ЗДРАВСТВУЕТ МЕКСИКА!», 1932, 1979
16.09.2019, понедельник, 12:42

Ну, простых путей я не ищу; вот совсем не знаю, как говорить об этой, так и оставшейся незавершенной, нетленке Эйзенштейна, которую он снимал на деньги американских энтузиастов, до конца не доснял, потом пленка лежала в укромном месте в Нью-Йорке, в 1979 Госфильмофонд ее выкупил, и уж тогда Григорий Александров картину доработал, наложил звук… и вот все равно она смотрится на ура, как безусловный шедевр. Почему же трудно об этом говорить? Понимаете, совсем не хочется касаться идеологической стороны вопроса, а идеология тут так и лезет изо всех щелей. Я просто упомяну, что Эйзенштейн и Ко снимали это дело в 1931-1932 годах, времена в Союзе, по выражению Ахматовой, были еще вегетарианские… Вот Троцкий скрылся в Мексике уже в 1936, а в 1940 был убит.

Но как бы там с идеологией не обстояло, Эйзенштейн ставил задачи более высокие. Александров рассказывал, что они два месяца катались по Мексике и присматривались, собирали материал. В итоге отсняли очень колоритные пейзажи и кадры – начиная с парочки воркующих, как голубки, попугаев и заканчивая гробом, в котором лежит человек и на крышке которого мексиканская беднота разложила нехитрую снедь, дабы попировать.

Эйзенштейн хотел снять несколько новелл, которые сегодня можно было бы охарактеризовать как поэтические. Он начал с азов – запечатлел храмы ацтеков и параллельно втиснул туда католический праздник в честь Девы Марии. Не знаю, прав ли я, но, видимо, режиссеру было надо показать католицизм, царящий в Мексике, на фоне осколков более древней цивилизации. Дескать, ваши конкистадоры ацтеков поубивали, а вот же – жива их культура, сколько вы христианство не насаждайте. Дальше идут смелые кадры с местной красавицей, у которой полностью обнажена грудь, и вот она уже находит жениха, и уже свадьба, и ласки в гамаке (здесь и пригодилась парочка попугаев – как метафора первой ночи молодоженов), и рождается ребенок.

Есть и новелла из старых времен, происходящих до Мексиканской революции. Негодяи помещики надругались над невестой крестьянского паренька. Он и еще несколько пареньков подняли бунт, их подвергли экзотической казни, которая снята с особым тщанием – мускулистые тела на песке и мерзкие рожи эксплуататоров.

Вообще этот фильм – копилка отточенных и выразительных кадров, как свидетельства о режиссерском гении Эйзенштейна.

А вот новеллу о революции не сняли – не хватило денег. Сняли мексиканский карнавал с бесчисленными скелетами и обосновали древнюю традицию как желание посмеяться над Смертью. Да! Еще есть новелла о корриде – опять-таки снята как законченный сюжет, с молодыми и гордыми матадорами, разъяренным быком и маханием платка перед лицом гибели.

Смотреть жутко интересно. Это ни в коем случае не разрозненные зарисовки. Так увидели Мексику трое путешественников – Тиссэ, Александров и Эйзенштейн – которым в молодой Советской республике чего-то не сиделось, но так хотелось почувствовать себя гражданами мира и объять необъятное. Отчасти это и получилось.

Tags: кино ссср, кинодневник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • БЕЛЬФЕГОР - ПРИЗРАК ЛУВРА

    1126. ЖАН-ПОЛЬ САЛОМЕ, «БЕЛЬФЕГОР – ПРИЗРАК ЛУВРА», 2001 26.10.2021, вторник, 23:25 Типичное кино для семейного просмотра, а французы умеют стряпать…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    НОЖ Есть у крутых мужиков обычай — если они покупают нож (а крутые мужики любят покупать ножи), то делают так: на ночь они кладут нож с собой в…

  • КАТАЛА

    1125. СЕРГЕЙ БОДРОВ-СТАРШИЙ, АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ, «КАТАЛА», 1989 24.10.2021, воскресенье, 19:03 В детстве я увлекался игральными картами. Не в том…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment