fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:

ИЗ СТАРЕНЬКОГО

Ну раз уж у меня пошли косяком фильмы с Дирком Богардом, почему бы не выложить старую рецензию?

573. ЛУКИНО ВИСКОНТИ, «СМЕРТЬ В ВЕНЕЦИИ», 1971
30.11.2016, среда, 17:03

Ну что ж, поговорим о «Смерти в Венеции». Этот фильм без обиняков можно назвать одним из лучших у Лукино Висконти, а роль композитора Ашенбаха одной из вершин Дирка Богарда. Однако я не намерен вычленять кинематографические достоинства; меня тянет коснуться проблематики, которая и Висконти, и Богарду как истинным Художникам была очень близка.

Я помню, как впервые прочел «Смерть в Венеции». Сделано это было впопыхах в преддверии зачета по зарубежке. Не скажу, что тогда я все понял. Томас Манн вообще не очень понятный писатель. Его Ашенбах слегка карикатурен. К тому же он литератор. В фильме же Ашенбах чрезвычайно серьезен и по-хорошему величествен. И он композитор. Ну ладно.

Что скажет досужий зритель, посмотрев «Смерть в Венеции»? «Ну вот, дескать, приехал взрослый дядька в Венецию и запал на смазливого мальчишку. Захотел им обладать». То есть по-всякому выходит, что фильм о педофиле. Так?

Нет-с, друзья мои, не так. Вовсе не о педофилии снял свою нетленку Висконти. Его занимали задачи посложнее. И сейчас я это сформулирую. «Смерть в Венеции» это фильм о противоборстве Художника с Богом. И вот как это выглядит на деле.

Ашенбах выдающийся композитор. Он пытается подражать Природе, ибо главная цель искусства в этом и заключается: создать нечто равное Природе. И до поры он чувствует, что ему это удается. Он как Гомер, как Шекспир, как Гете. Он берет и лепит Природу. Он Художник.

И тут ему на глаза попадается этот мальчик, Тадзио. И Ашенбах видит, что все его творческие потуги ничего не стоили, ибо Бог создал существо настолько совершенное, что теперь соперничать с Ним просто бессмысленно. Тадзио это идеальное создание. Природа торжествует, а Художник терпит крах. Ему остается только умереть. Вот это и сыграл Богард. Вот это и хотел сказать Висконти. Сколько Художник не тужься, а Природу и Бога не переплюнешь. И зачем тогда искусство?

Ну а якобы физическое влечение Ашенбаха к Тадзио это просто метафора. В этом влечении видится горькое раскаяние Художника за свои попытки оседлать Природу.

Я не претендую на то, что именно я изобрел сию концепцию. Вероятно, до меня это кто-то уже сформулировал. Однако я уверен в одном: тема полового влечения мужчины к юноше была слишком мелка как для Манна, так и для Висконти. Да и для Богарда. Они брали выше.

P.S. Только что обнаружил, что в Википедии нет статьи о замечательном актере, сыгравшем не последнюю роль в «Смерти в Венеции», Ромоло Валли (управляющий отелем). Грустно, девушки.

Tags: из старенького, кинодневник
Subscribe

  • КАТАЛА

    1125. СЕРГЕЙ БОДРОВ-СТАРШИЙ, АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ, «КАТАЛА», 1989 24.10.2021, воскресенье, 19:03 В детстве я увлекался игральными картами. Не в том…

  • ХОЛОДНОЕ ТАНГО

    1124. ПАВЕЛ ЧУХРАЙ, «ХОЛОДНОЕ ТАНГО», 2017 24.10.2021, воскресенье, 01:09 Тяжелый и непростой фильм о любви, которую сожрал режим. Да и какая…

  • АКТЕРЫ

    1123. БЕРТРАН БЛИЕ, «АКТЕРЫ», 2000 22.10.2021, пятничка, 20:09 Ну что ж… За моим «ну что ж» скрывается некая усталость от бесконечного написания…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments