fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:

ПРО ТОМАСА МАННА

826. ПРО ТОМАСА МАННА
20.06.06, четверг, 06:07

Я хочу сделать неожиданный ход: написать в Кинодневнике не про кино, а про литературу в чистом неприкосновенном виде. Сейчас объяснюсь. Мне надоело, что я так долго читаю роман «Волшебная гора». Можно было бы оправдать это современными бешеными темпами, но я-то сам себя не обману: я просто лентяй. И недавно я сказал себе: Больше ни одного фильма, пока не дочитаю роман. Я дочитывал его всю эту ночь, но сотня страниц еще осталась, а я (во время передышки) расскажу вам про те произведения моего любимейшего писателя, кои я читал; дам краткие аннотации. Здесь будут упомянуты не все его произведения, а те, которые давно переведены на русский и на слуху у моего любезного читателя.

РОМАНЫ
БУДДЕНБРОКИ. Мне еще предстоит удовольствие вдумчиво ознакомиться с этим прославленным творением; я когда-то начинал его, но по безалаберности бросил.
ВОЛШЕБНАЯ ГОРА. Шикарная, легкая для чтения (за исключением главы, посвященной биологии) и длинная, как коломенская верста, вещь. Ну прямо отменно длинная. В центре повествования туберкулезный санаторий накануне Первой мировой войны, представленный как самодостаточный микромир. Много рассуждений о времени, бесконечности и т.п. Моя любимая мысль оттуда: Привыкнуть можно к чему угодно, а если невозможно привыкнуть, то ты привыкнешь к этой невозможности. Роман очень уютный и теплый. Его читать это дело царское, и я этим делом сейчас и займусь.

ИОСИФ И ЕГО БРАТЬЯ. Довлатов писал, что это неподъемный романище. Это неправда – роман читается легко, просто он длиннее «Волшебной горы» раза в три. Кстати, Довлатов позаимствовал из этого романа байку о том, что мужской век (в смысле любовных похождений) длиннее женского; эту байку он на свой лад пересказал в «Соло на Ундервуде» – про то, как некий мущщинка влюбляется в девушку, потом в ее подросшую дочку, а потом и во внучку. Вообще тут суть в том, что Манн переделал коротенькую библейскую притчу в обстоятельный рассказ об иудейском и египетском колене. Самое интересное начинается, когда Иосиф попадает в Египет. Есть даже глава, где говорится о том, как в Древнем Египте была устроена экономика и логистика. Читал с удовольствием.

ЛОТТА В ВЕЙМАРЕ. А вот этот роман сравнительно короток, но уж шибко заумен. Главные герои – Гете и Лотта Кестнер, про которую Гете написал «Страдания юного Вертера». Через язык приходится продираться; персонажи изъясняются как преподаватели философии. Читал из упрямства, многое не понял.

ДОКТОР ФАУСТУС. Наверное, лучший роман Манна, но еще заумнее, чем «Лотта». История композитора-новатора (его прототип Шёнберг) изложена красиво, но синтаксические построения вызывают желание бежать куда глаза глядят – Лев Толстой отдыхает. Говорят, что основная проблематика здесь это взаимодействие искусства и политики. Говоря просто, Манн думает, как же произошло, что величайшая немецкая культура привела народ к фашизму. В романе много говорится о музыке, вроде: Из тональности фа-мажор он перешел в си-мажор и получил невиданный эффект. Автор рассчитывает, что читатель это схватит, но без консерваторского образования схватить все его рассуждения о тональностях и гармониях не так-то просто, к тому же Манн не совсем музыкант. Это великий роман.

ИЗБРАННИК. А вот тут просто пальчики оближешь. Манн придумал свое Средневековье, где есть приметы и раннего христианства, и Возрождения. Это несложная (по сравнению с другими романами) для восприятия история о грешнике, который и зачат был в страшном грехе, но потом… О’кей, спойлера не будет. Здесь очень много фирменного томасманновского юмора. Прочитывается на одном дыхании.

ПРИЗНАНИЯ АВАНТЮРИСТА ФЕЛИКСА КРУЛЯ. Не читал, но очень хочу.

НОВЕЛЛЫ

МАЛЕНЬКИЙ ГОСПОДИН ФРИДЕМАН. Трогательная история о карлике-горбуне, который влюбился в изрядную сучку. Очень берет за душу. Рекомендуется тем, кто любит издеваться над физическими недостатками, хотя таким вряд ли чем поможешь.
ТРИСТАН. Жестокая сатира над теми, кто ставит свои лирические переживания выше чувств других людей. Действие тоже происходит в туберкулезном санатории.
ТОНИО КРЕГЕР. На мой взгляд, самая изящная новелла Манна. Тут уже не сатира, но трагедия. А герой почти тот же, что в Тристане.
ЛУИЗХЕН. Вот тут как раз в финале кто-то берет на фортепьянах фа вместо фа-диеза, и все присутствующие от этого офигевают. От чего тут офигевать – не знаю. Но новелла не об этом, а о чем – говорить не буду.
СМЕРТЬ В ВЕНЕЦИИ. Впечатления от этого произведения у меня давно вытеснены фильмом Висконти.
МАРИО И ФОКУСНИК (В ДРУГОМ ПЕРЕВОДЕ «МАРИО И ВОЛШЕБНИК»). Тут все очень сложно, но читается легко, можно даже сказать, что это захватывающее чтение, если не брать в расчет вступительную часть. Но уж когда появляется Чиппола, оторваться дальше невозможно.

МНЕ НАДО БЫЛО ЭТО НАПИСАТЬ, ЧТОБЫ КАК-ТО РАЗГРУЗИТЬ ГОЛОВУ.

Tags: кинодневник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЭПИГРАММА

    ЭПИГРАММА В дельте реки Невы Люди играли ска, Круто срубили бабла, Вот тебе и весь сказ. Такое говёное ска, Кто-то втыкал на Гоа, А кто-то пил в…

  • ЛАНДРЮ

    1089. КЛОД ШАБРОЛЬ, «ЛАНДРЮ», 1963 26.01.2021, воскресенье, 23:31 Ну что еще я могу сказать о Клоде Шаброле, кроме того, что каждый его…

  • ВЕРНОСТЬ

    1088. НИГИНА САЙФУЛЛАЕВА, «ВЕРНОСТЬ», 2019 24.07.2021, субботка, 09:45 Мне понравился этот фильм. Такая чисто женская рефлексия. Импонирует, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments