fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Category:

ГРАНЬ

815. ВАЛЕРИАН БОРОВЧИК, «ГРАНЬ», 1976
11.05.2019, суббота, 17:29

К Валериану Боровчику я подбирался давно и не совсем еще подобрался – не смотрел его анимационные работы. Его художественные фильмы я увидел еще в школьные времена, но я думал: пусть Боровчик останется тем режиссером, про которого я ничего не напишу; должны быть и такие (у меня это прежде всего Вуди Аллен, Скорсезе и Линч). Как бы там ни было, но вот сейчас хочется поговорить о картине Боровчика, а тема-то жуткая. Это размышления о том, что Бог слеп и все мы рискуем в одночасье остаться вообще ни с чем.

Боровчик разрабатывает эту мысль немного в сюрреалистической манере; и, разумеется, в эротическом ключе. Для него первобытные инстинкты более мощный двигатель прогресса, нежели вера в Бога. Вера произошла из страха; инстинкты, вероятно, берут начало там же. И вот как это получается на палитре режиссера. Живет молодая семья – муж (Джо Далессандро), жена, ребенок-дошкольник, и с ними служанка – она совсем не секси, видимо, жена нарочно позаботилась об этом. И все они очень счастливы, но муж внезапно уезжает в командировку в Париж.

Он идет в бордель и встречает сногсшибательную проститутку (Сильвия Кристель), они друг в друга влюбляются, проститутка оказывается сметливее – она видит, что любовь их обречена. Тем временем дома у мужа случается трагедия… Вот и остаемся мы с тем, что Бог слеп – этот постулат не единожды брали на вооружение сюрреалисты, и Боровчик недалеко от них ушел.

Его киноязык интересен. Всё очень неторопливо. Это такое блуждание в духе Антониони. Человек заходит в бордель, не спеша заказывает выпить, закуривает сигарету, рядом копошатся сутенеры и проститутки – они герои отдельных сцен, которые совсем не работают на сюжет, на зато работают на атмосферу. Сюжет вообще не так важен, как нарисованное полотно и доминирующая идея, поэтому я и позволил себе спойлер. «Грань» это не экшен, это красивая медитативная эротика – красота вступает в единоборство с безысходностью. Ты можешь быть несчастен под солнцем, но солнце будет красивым всегда.

Кстати, вы замечали, что европейское кино 60-х – 70-х в основе своей лишено присущего эпохе рок-н-ролла? То есть во всех этих фильмах элементарно не звучат Битлз. Фильм Боровчика исключение (как и фильмы упомянутого Антониони), здесь играют Pink Floyd и Элтон Джон, и другие рокеры, которых идентифицировать труднее. Примерно так.

Tags: кинодневник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments