fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

БОГИ ЧУМЫ

738. РАЙНЕР ВЕРНЕР ФАССБИНДЕР, «БОГИ ЧУМЫ», 1969
03.07.2018, вторник, 07:00

Ну-с, на вертушке у меня незаслуженно забытая панк-банда Stiff Little Fingers, я вдоволь напился кофе и позавтракал яблоком, которое только раздразнило аппетит; теперь бы тарелочку плова… но мечты пусть остаются мечтами. И вот у нас ранний Фассбиндер, тех времен, когда он снимал не страшные трагедии, а гангстерское кино, желая подчеркнуть, что не один Годар так ловок в дешевых, но и захватывающих фильмах. Трагедия, конечно же, никуда не делась, она была любимым жанром Фассбиндера, однако на сей раз вперед вышли мрачные мужчины, сногсшибательные девушки и атмосфера полумистического города Мюнхена. Вот эту атмосферу я, к сожалению, описать никак не смогу, она неуловима, как музыка; я лишь отделаюсь банальными словами о том, что она неповторима. Эдакий нуар.

Завязка в том, что некий Франц выходит из тюрьмы. Франца играет Гарри Баер, актер, который при колоритной внешности все же снимался у Фассбиндера довольно мало, что очень жаль. А Франц примечателен вот чем: у него пышные усы в духе 60-х и не менее пышные бакенбарды. Создается впечатление, что в немецких тюрьмах в то время позволялись и усы, и бакенбарды; вероятно, вшей там не боялись. Я не знаю, что было на самом деле, но вполне возможно, что это и условность, очень даже допустимая.

В одном из эпизодов Франц говорит, что его фамилия Биберкопф. Он врет, у него другая фамилия, но я сейчас объясню, в чем дело. Франц Биберкопф это имя главного героя романа «Берлин Александерплатц», и Фассбиндер экранизирует его через десять с лишком лет. Вот не давал ему покоя этот Франц Биберкопф, герой, стремящийся к сытой жизни и не взирающий на предостережения свыше. Биберкопф окончил крахом; как знать, не напророчил ли герой «Богов чумы» чего-нибудь нехорошего?

Ну во всяком случае он произнес сакраментальную фразу. На вопрос, плохо ли было в тюрьме, он ответил: «На свободе тоже плохо». С таким настроем надо не грабежом заниматься, а идти в магазин за веревкой и мылом.

Вот еще характерный эпизод. Народ собрался в игорном притоне. И непонятно — то ли притон находится в туалете, то ли там писсуары просто для удобства висят. Потому что сидят дамы и господа в тесной комнатке, а тут кто-то из господ встает и идет к писсуару. Нормальный такой расклад.

Много еще чего тут интересного и берущего за душу. Очень рекомендую этот ранний шедевр Фассбиндера всем без исключения, потому что не люблю делать исключений.

P.S. Уже когда я все это написал, я врубил Концерт для Бангладеш (1971), организованный Джорджем Харрисоном и сыгранный в Нью-Йорке. И вот подумалось: как многообразен мир. Примерно в одно и то же время (два года разницы, но скорее полтора, ну и пусть) Фассбиндер делал в Мюнхене свою магию, а Харрисон в штатах создавал свою. И это был очень крутой концерт. Там и Джесси Эд Дэвис, и Рави Шанкар, и Клэптон, и Дилан, и Ринго, и Билли Престон; в общем, смотри, слушай да радуйся. И концерт-то сыгран для доброго дела, в поддержку Бангладеша. Харрисон и Фассбиндер, насколько я знаю, никогда не пересекались, но оба были творцами и на разных полушариях Земли выкладывались как могли. Вот ведь как замечательно.

Tags: кинодневник
Subscribe

  • БЕЛЬФЕГОР - ПРИЗРАК ЛУВРА

    1126. ЖАН-ПОЛЬ САЛОМЕ, «БЕЛЬФЕГОР – ПРИЗРАК ЛУВРА», 2001 26.10.2021, вторник, 23:25 Типичное кино для семейного просмотра, а французы умеют стряпать…

  • КАТАЛА

    1125. СЕРГЕЙ БОДРОВ-СТАРШИЙ, АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ, «КАТАЛА», 1989 24.10.2021, воскресенье, 19:03 В детстве я увлекался игральными картами. Не в том…

  • ХОЛОДНОЕ ТАНГО

    1124. ПАВЕЛ ЧУХРАЙ, «ХОЛОДНОЕ ТАНГО», 2017 24.10.2021, воскресенье, 01:09 Тяжелый и непростой фильм о любви, которую сожрал режим. Да и какая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments