fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

ИВАН ГРОЗНЫЙ

722. СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН, «ИВАН ГРОЗНЫЙ», 1944-1945
21.04.2018, суббота, 07:17

Вот жил режиссер Сергей Эйзенштейн. Его позвал к себе Сталин и сказал: «Сними мне кино про Ивана Грозного». И Эйзенштейн такое кино снял, и до сих пор этот фильм показывают в ВГИКе нерадивым студентам и говорят: «Хрен вы когда-нибудь таких высот достигните». Это я к тому, что Эйзенштейн был уникальным человеком. Он, может, хотел снимать из жизни маркиза де Сада (зная наклонности режиссера, такое предположить легко). Но вот в условиях тоталитарного режима у него была возможность лишь лепить идеологически выверенную фигню. И всякий раз получалась конфетка. А было-то сплошь вранье! И Александр Невский у Эйзенштейна не имеет ничего общего со своим прототипом, и Иван Грозный… А зритель от Черкасова оторваться не может и только нахваливает. Это Феллини снимал то, что хотел. Эйзенштейн снимал по приказу Сталина. И всё шедевры.

Конечно, нормальные люди Ивана Грозного не любят, таких любить невозможно. Но не правы и те, кто судит его, вооружившись современной линейкой. Это ведь при Сталине бытовало слово «гуманизм», посему Сталин, растоптавший сие понятие, очень даже кандидат в кровопийцы. Но при Иване Грозном кровопийцами были все, в том числе и дружившая с ним королева Елизавета. Это было Средневековье, тогда мозги у людей работали в противоположном направлении. Как мы можем обвинять Ивана Грозного в том, что он сажал людей на кол, если это изуверство было прописано в законе? Так все князья до него поступали, это не являлось из ряда вон выходящим явлением. Один ли Иван Грозный был засранцем? — засранцем был любой феодал, который безнаказанно уничтожал своих холопов, причмокивая от удовольствия языком. Феодал имел право на всё, и холопы верили, что феодал прав, даже сидя на кольях. И не было слова «гуманизм», и не существовало правозащитников.

Посему Иван Грозный идеально вписывается в свое время; попытайся мы сейчас его привезти на машине времени (как Шурик) и объяснить ему, что он мудак из мудаков, он бы даже не понял, о чем идет речь.

Но вот есть сила искусства, и Эйзенштейн этой силой владел вполне. И вот я смотрю его замечательный фильм и переживаю за нелюдя Ивана Грозного. Я принимаю предложенные мне Эйзенштейном правила игры. Идеология в данном случае не на первом месте. Бал правит кинематограф, который даже в условиях поганого сталинского правления можно было поднять до невиданных высот, что Эйзенштейн и сделал.

Tags: кино ссср, кинодневник
Subscribe

  • ПАРОМЩИК И ЖЕНЬКА

    ПАРОМЩИК И ЖЕНЬКА ПАРОМЩИК. Возишь вас, возишь, уж пора бы вам всем и кончиться. А всё равно – откуда вы только беретесь на мой паром? Чего дома не…

  • ШАМПАНСКОЕ

    ШАМПАНСКОЕ Да что ж ты за кавалерист, коли дюжину шампанского опростать не в силах?!! Вот я кавалерист! Я, слава богу, на параде в честь водворения…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    ПАПИК СНИМАЕТ ДЕВУШКУ Нинель шла по Невскому проспекту и думала о том, что ужасно хочет новую помаду, но тогда не хватит на абонемент в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments