fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:

ОТЧАЯНИЕ

711. РАЙНЕР ВЕРНЕР ФАССБИНДЕР, «ОТЧАЯНИЕ», 1978
04.03.2018, воскресенье, 23:51

Не царское это дело смотреть фильм, не прочтя романа, по которому он снят. Фильм «Отчаяние» снят по одноименному произведению Набокова, а с Набоковым у меня довольно сложные отношения: как-то никогда особо я им не интересовался и лишь однажды в каком-то необъяснимом порыве за один присест прочел роман «Король, дама, валет». Но тут другое дело. Тут сценарий писал Том Стоппард, что для Фассбиндера нонсенс, потому что он привык сам писать сценарии. А все ж любопытно было бы узнать, как именно Стоппард и Фассбиндер адаптировали для экрана текст Набокова, но повторюсь: не имел чести читать.

В главной роли Дирк Богард, и он царит здесь, как бы выразиться? — незыблемо. От него невозможно оторваться, он играет российского эмигранта в Берлине в 1933 году, он играет полусумасшедшего владельца шоколадной фабрики, он одним движением глаз может сменить тональность картины, хотя фирменных фассбиндеровских наворотов тут до фига… В общем, порой создается впечатление, что Богард и Фассбиндер соревнуются: либо Фассбиндер скажет свое веское слово с помощью режиссерских фишек, либо Богард перекричит его за счет виртуозной игры.

Саму историю я бы назвал авантюрно-экзистенциальной. Это такой психиатрический фильм на грани гротеска. Я не буду раскрывать главную интригу, скажу только, что при просмотре от всего этого безобразия оторваться не мог. Еще я бы хотел заметить, что здесь блещет не один только Богард, но и те, кому довелось играть персонажей второго плана. Все это окружение Германа (Богард) довольно точно передает внутреннее его состояние, хотя и сам Богард прикладывает к сему немало усилий. Но вот мы видим женушку героя, которой он доволен, потому что она особа довольно недалекого ума. Герман где-то там произносит что-то типа того, что образованность убивает женственность. Ему комфортно с дурочкой, а это довольно важная черта его натуры.

У женушки есть кузен, художник не от мира сего. Герман его почему-то терпит и вероятнее всего за то, что тот своей беспонтовостью потакает его самолюбию. Однако как ни крути, а на одном лишь самолюбии не выедешь. У Германа хватает проблем, которые он в силу своего экстравагантного склада ума пытается решить весьма необычно. Но тут уже начинается основная интрига, которую я не раскрою.

В фильме незримо присутствует только что пришедший к власти Гитлер, и тут я рискну предположить, что у Набокова он не был четко прописан, потому что я посмотрел: роман написан лишь в 1934 году. Для Фассбиндера же показать в кадре портрет Гитлера или марширующих солдат было делом принципиальным, ибо он всю свою дорогу осознавал роль мерзавцев в судьбе своей страны и не единожды высказывался по этому поводу. Довольно четко он высказался и здесь, что только прибавляет увлекательности сему отличнейшему фильму. Смотрите — не пожалеете!

Tags: кинодневник
Subscribe

  • БЕЛЬФЕГОР - ПРИЗРАК ЛУВРА

    1126. ЖАН-ПОЛЬ САЛОМЕ, «БЕЛЬФЕГОР – ПРИЗРАК ЛУВРА», 2001 26.10.2021, вторник, 23:25 Типичное кино для семейного просмотра, а французы умеют стряпать…

  • КАТАЛА

    1125. СЕРГЕЙ БОДРОВ-СТАРШИЙ, АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ, «КАТАЛА», 1989 24.10.2021, воскресенье, 19:03 В детстве я увлекался игральными картами. Не в том…

  • ХОЛОДНОЕ ТАНГО

    1124. ПАВЕЛ ЧУХРАЙ, «ХОЛОДНОЕ ТАНГО», 2017 24.10.2021, воскресенье, 01:09 Тяжелый и непростой фильм о любви, которую сожрал режим. Да и какая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments