fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЛЖЕТ

705. АЛЕН РОБ-ГРИЙЕ, «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЛЖЕТ», 1968
17.02.2018, субботка, 03:35

Я придумал сам для себя ребус или, если угодно, шараду. Только что я посмотрел 50 минут фильма «Человек, который лжет». Смотреть осталось еще примерно 40 минут. И вот сейчас я возьму на себя смелость и изложу то, каким я представляю себе фильм целиком. То есть я изложу проблематику и суть художественных приемов. Потом я досмотрю картину и проверю сам себя. И в последнем абзаце напишу либо «я был прав», либо «я был не прав» — в зависимости от того, изменю ли я свою точку зрения на сие произведение.

Итак, это франко-чехословацкий фильм ведущего французского модерниста XX века Алена Роб-Грийе. Этот человек владел всей палитрой наработок андеграундной культуры своего времени. Он щедро использовал эти наработки и придумал сюжет: в 60-е годы во французской (или в чешской?) деревеньке появляется чужак, который ищет героя времен Сопротивления по имени Жан. Чужака зовут Борис, и в первых кадрах фильма он, одетый в костюм современного покроя, спасается в лесу от фашистов, одетых в форму времен войны. Слияние двух пластов времени? — о да! Времени не существует. Война закончилась лишь формально, на деле она всё еще идет. Это подтверждают и последующие сцены.

Борис приходит в кабачок, где слышит разговоры местного люда о герое-Жане. Он встречает трех очаровательных девушек, каждая из которых имела отношения с пропавшим героем. Борис рассказывает истории, в которых Жан сперва предстает благородным партизаном. Потом акценты смещаются, и из уст Бориса льются речи, порочащие Жана — Жан предатель. В очередной истории предателем оказывается сам Борис. Рискну предположить, что в финале Жан и Борис сольются в одно лицо…

Так вот. Роб-Грийе предлагает нам историю об относительности правды. Всю правду знает только Бог, а остальным приходится собирать ее по крупицам, да и то эти крупицы не хотят ложиться в одну кастрюлю. Правда у каждого своя, субъективная. Как объективной реальности ее не существует. Поэтому в произведении соседствуют Жан-герой и Жан-предатель. А чего вы хотите, если человеку не дано знать истины? Довольствуйтесь домыслами, на то вы и земные существа.

И, разумеется, все это сильно напомнило мне рассказ Акутагавы «В чаще» (туда же фильм Куросавы «Расемон»). Ну и коль на то дело пошло, еще и рассказ Борхеса «Три версии предательства Иуды»; ну и туда же «Тема предателя и героя», по которой год спустя Бертолуччи снимет «Стратегию паука».

И показался в первые 50 минут мне фильм слишком формальным, разве что киношные фишки, присущие Роб-Грийе, очень воодушевили — это такие незатейливые эффекты 60-х, которые любому любителю старого кино порадуют глаз.

Вот так я это увидел, теперь же мне осталось лишь досмотреть фильм, и в следующем абзаце я сообщу, прав я был или жестоко заблуждался. Опустите глаза на строчку вниз.

Я был прав.

Tags: кинодневник
Subscribe

  • ЭПИГРАММА

    ЭПИГРАММА В дельте реки Невы Люди играли ска, Круто срубили бабла, Вот тебе и весь сказ. Такое говёное ска, Кто-то втыкал на Гоа, А кто-то пил в…

  • ПОДРАЖАНИЕ САШЕ ЧЕРНОМУ

    ПОДРАЖАНИЕ САШЕ ЧЕРНОМУ Купец, прощелыга, закваски старинной Сидел на балконе, дул в блюдце с чайком И тут ненароком узрел молодку-резвуху, Она в…

  • СТИХОТВОРЕНИЕ

    У меня удивительно Вредный будильник, И он будит меня, Скрежеща, как напильник. Я зарою его В недрах дивного сада, И теперь буду спать Столько,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments