fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Category:

САНАТОРИЙ ПОД КЛЕПСИДРОЙ

703. ВОЙЦЕК ХАС, «САНАТОРИЙ ПОД КЛЕПСИДРОЙ», 1973
12.02.2018, понедельник, 18:13

Вот фильм, очень сложный для понимания, перенасыщенный смыслами, символами, образами… Это сюрреалистический фильм, пересказывать его сюжет нет нужды. Просто герой путешествует по странному пространству и внутри покосившегося времени. Здесь всюду логика сна, а мы ведь знаем, что в сновидениях нет никакой логики. Фильм снят по роману польского писателя еврейского происхождения Бруно Шульца, я его книг не читал, но попробую поискать их в магазинах — авось, найду. Теперь же хочется поразмышлять о том, что есть сон и каким образом сюрреалисты на основе привиденного выстраивали свои нетленки.
Сразу обмолвлюсь, что нет занятия скучнее, чем слушать, как какая-нибудь впечатлительная дамочка пересказывает собственные сны. Я лично противопоставляю снам живую фантазию и очень редко создаю свои тексты, основываясь на снах (хотя и такое бывает). Сны для меня это что-то личное, но посмотрев «Санаторий под клепсидрой», я обнаружил в фантазии Войцека Хаса нечто схожее с тем, что и сам видел, отдыхая от забот под одеялом.

Вот география сна. В фильме пространство смещено, у меня тоже так бывает — делаю во сне шаг со своего дачного участка и оказываюсь на Невском проспекте. А вот более берущий за душу мотив — таинственная книга. Мне очень часто снятся книги, которых не существует в природе, и проснувшись, я очень хочу их прочесть. В картине тоже есть такая книга, что навело меня на мысли о схожести сновидений у разных людей из разных времен.

Однако вопросы, заданные режиссером, внушили мне легкую тревогу. Один из них — способны ли наши фантазии (в том числе и страхи) воплотиться в реальность? Другой — как сообразуются личные ощущения человека с движением времени? Время это вообще объективная категория или же оно течет в наших внутренних часах? Не знаю, не хочу об этом думать, жутко.

Фильм снят довольно изощренно. Поток немыслимых декораций, виртуозная операторская работа. Право слово, Феллини с его сновиденческими фантазиями должен немного потесниться. А вообще «Санаторий под клепсидрой» более всего напомнил мне «Город женщин» — это я говорю, чтобы хоть как-то сориентировать читателя.

В главной роли здесь блистательный Ян Новицкий. Мне он чуть ли не родной, поскольку я обожаю другой фильм с его участием — «Великий Шу» (1982). Но тут он еще молоденький, без бороды и с битловской прической. И вот его герой приезжает в очень странный санаторий, чтобы узнать о судьбе своего старого отца. А там уже начинается хождение по снам.

И кстати кое-что из этого фильма спер Шахназаров, а именно: эпизод с живыми восковыми куклами. В «Городе Зеро» есть о ч е н ь похожий момент. И здесь я, пожалуй, завершу свой сбивчивый монолог о «Санатории под клепсидрой».

Tags: кинодневник
Subscribe

  • АД

    1057. КЛОД ШАБРОЛЬ, «АД», 1994 11.05.2021, вторнеггг, 05:00 Этот фильм Клод Шаброль снял, отталкиваясь от замысла Анри-Жоржа Клузо; последний снимал…

  • ИСТИНА

    1056. АНРИ-ЖОРЖ КЛУЗО, «ИСТИНА», 1960 08.05.2021, субботка, 02:00 Да, крепко снимал кино Анри-Жорж Клузо в то время, которое нынче кажется чуть ли…

  • ДРОЖЬ

    1055. ДАРИО АРДЖЕНТО, «ДРОЖЬ», 1982 05.05.2021, среда, 04:36 Люблю фильмы про писателей. В них, как правило, не показывают писателя, который…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments