fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

СВИНАРНИК

690. ПЬЕР ПАОЛО ПАЗОЛИНИ, «СВИНАРНИК», 1969
19.12.2017, вторник, 08:35

Фильм Пазолини «Свинарник» впервые я увидел более двадцати лет назад, но только сейчас мне удалось вычленить из него кое-какой смысл. Долгое время я никак не мог понять, о чем снята эта притча. Вроде бы сюжет предельно ясный. Две параллельные истории; Германия 60-х и Западная Европа века этак XVI (хотя сам Пазолини утверждает, что действие в пустыне происходит вне времени). Ну и вот, я открыл книжку с интервью режиссера и в одном из них увидел четкую мысль: «Свинарник» это фильм о нонконформизме; при этом Пазолини заявляет, что оба молодых героя — скотоложец и каннибал — ему симпатичны. Я вполне понимаю эту симпатию, поскольку их действия направлены против агрессии в том виде, в котором представлял ее сам Пазолини. Однако ж я не вполне готов эту симпатию принять.

Фильмы про бунтарей бывают разными. В большинстве из них бунтари выведены так, что зритель им сопереживает. Есть и фильмы про откровенных отморозков, например, «Вальсирующие» Блие. Вообще Пазолини показал и скотоложца, и каннибала довольно симпатичными людьми, чем-то вроде жертв режима. Первого играет Жан-Пьер Лео, а второго Пьер Клементи. Примечательно, что скотоложец питает влечение к свиньям. Пазолини упоминает о том, что это, вероятно, единичный случай в психиатрии, о котором он вычитал у Фрейда.

Так вот. Свиньи. Свиньями во время войны называли фашистов. Скотоложец трахает свиней; следовательно, он трахает систему, поскольку нацистские Германия и Италия это система, одна из самых поганых, какие когда-либо существовали в истории. Свиньи в итоге его сжирают, и в этом тоже видится своя аллегорическая мудрость — система почти всегда пожирает бунтарей. А сам образ молодого человека выписан романтическими красками, и так тонко играть на грани умел только Пазолини.

Ну и примерно то же с каннибалом. Он убивает своего отца, что для Пазолини принципиально, поскольку он от роду страдал Эдиповым комплексом и подобные идеи, вероятно, как-то развивал в своей неудержимой фантазии.

Каннибал тоже заканчивает свои дни печально. Инквизиторы приговаривают его к смерти, но и привязанный к колышкам он не оставляет своих воззрений и громогласно заявляет о том, что дрожит от счастья, поскольку ему удалось свершить свои преступления.

Я отдаю себе отчет в том, что написал отталкивающий текст. Но Пазолини бы было проще, если бы он сделал нонконформистом благородного итальянского партизана. Однако такими путями великие режиссеры не ходят. Нонконформизм это прекрасно, а каннибализм отвратительно. Попробуйте сварить оба ингредиента в одном котле, добавьте сюда еще и скотоложца — тогда действительно будет над чем поразмыслить. Искусству не присуща гуманность, оно потакает больным фантазиям.

Tags: кинодневник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    УРОК САКСОФОНИСТУ Предуведомление Если громко крикнуть «Всё это сакс!», то прозвучит это как «Всё это секс!». Таковы фонетические загогулины…

  • СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ

    1091. ФРАНЧЕСКО РОЗИ, «СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ», 1976 30.07.2021, пятничка, 06:32 Вот ведь как итальянцы могут кино закрутить. Поначалу фильм показался…

  • СИМЕОН-СТОЛПНИК

    1090. ЛУИС БУНЮЭЛЬ, «СИМЕОН-СТОЛПНИК», 1965 28.07.2021, среда, 05:42 Замечательный фильм Луиса Бунюэля о святом, жившем в V веке и проведшем 37 лет,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments