fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

МЫСЛИ О ДВУХ СОВЕТСКИХ ФИЛЬМАХ

646. МЫСЛИ О ДВУХ СОВЕТСКИХ ФИЛЬМАХ
16.07.2017, понедельник, 06:40

Иногда для того, чтобы разгрузить голову, я смотрю старое доброе советское кино. Я не всегда пишу тексты о просмотренных картинах — особое удовольствие для меня заключается в том, чтобы поглядеть фильм и ничего о нем не сказать. А вот сейчас мне как раз хочется повести разговор о комедийном советском кино 70-х и выявить кое-какие его особенности. Я сделаю это на примере двух фильмов, которые отсмотрел на прошлой неделе — «Небесные ласточки» (1976, реж. Леонид Квинихидзе) и «Трое в лодке, не считая собаки» (1979, реж. Наум Бирман). Я хотел посмотреть еще «Соломенную шляпку», но очень уж не терпится поговорить. И главную мысль я выскажу тут же: все названные фильмы очень плохи, однако в глазах представителей моего поколения это великие фильмы.

Да, я намерен говорить за свое поколение, хотя по совести мог бы высказаться и от имени более старших зрителей (сам я 1979-го года рождения). «Ласточки» и «Трое в лодке» с удовольствием пересматривают люди и на десять, и на двадцать лет старше меня. Существует даже присказка: дескать над этими фильмами народ смеется десятилетиями, а кто помнит шутки из вчерашнего Камеди клаба? Но ладно, перейдем к делу.

Почему я и мои сверстники так любим эти фильмы? Впервые мы посмотрели их тогда, когда в телевизорах даже не было кнопок, а был рычаг для переключения всего трех каналов. Больше ничего интересного и захватывающего в нашей жизни не было. Не было «Терминатора» и «Чужого», не было компьютерных игр, не было соцсетей, да и самих компьютеров не было. Зато мы могли в полной мере впитать прекрасную атмосферу эстетики сих поделок. Сегодняшние дети ее уже не впитают. Они не живут в атмосфере бесконечных «Голубых огоньков» и «Кабачка 13 стульев». Для нас Андрей Миронов был небожителем, потому что мы не знали о существовании любимцев заграничной публики. И мы слишком хорошо представляли себе пантеон советских артистов: Миронов, Ширвиндт, Гердт, Пельтцер, Державин, Гурченко, Голубкина, Мазуркевич — все они блистают в упомянутых фильмах. И это вторая причина, по которой эти картины для нас так важны.

Но чем же они плохи? Да всем! Просто большей частью советское кино снимали халтурно. Не обращали внимания на неряшливый монтаж, не могли достать хорошую пленку, не оттачивали трюки — вместо спецэффектов были какие-то комбинированные съемки…

Дальше больше. Что такое «Трое в лодке» и «Ласточки»? Это набор скетчей, музыкальных номеров вкупе с хореографическими плюс малая толика трюков. И вот мы смотрим, как дядюшка Поджер вешает картину или как Харрис поет комические куплеты, и восхищаемся. Еще бы нам не восхищаться! Но взгляните правде в лицо: в телепередаче «Городок» и то миниатюры сняты более профессионально. А мы попросту не видим этого: мы ослеплены именами — Андрей Миронов, Георгий Штиль… Это для нас святыни. Так и возникают парадоксы: мы очень любим халтурное советское кино, ибо кожей чувствуем его добрую душу, чего нельзя сказать о наших потомках, которым все это до лампочки.

Tags: кино ссср, кинодневник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЗВЕРЬ С ХОЛОДНОЙ КРОВЬЮ

    1122. ФЕРНАНДО ДИ ЛЕО, «ПАНСИОНАТ ЭРОТИКА, ИЛИ ЗВЕРЬ С ХОЛОДНОЙ КРОВЬЮ», 1971 20.10.2021, среда, 18:59 Ну вот, командантес и компаньерос, у нас…

  • КОЛДУНЬЯ

    1121. АНДРЕ МИШЕЛЬ, «КОЛДУНЬЯ», 1956 18.10.2021, понедельник, 10:30 В СССР этот фильм был культовым по трем причинам. Он снят по повести Куприна…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    338. АМОС КОЛЛЕК, «БЕЗУМИЕ УЛИЦ», 1986 16.07.2015, четвергъ, 02:56 Я очень люблю, когда персонажи из двух заветных миров сходятся в одной точке.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments