fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:

ДЕКАМЕРОН

641. ПЬЕР ПАОЛО ПАЗОЛИНИ, «ДЕКАМЕРОН», 1971
30.06.2017, пятница, 20:37

Говорить о «Декамероне» Пазолини нелегко, как и вообще говорить о Пазолини. Он был чрезвычайно въедливым дядькой и абы что не снимал. В каждый свой текст он вкладывал специальные смыслы, разобраться в которых зачастую довольно трудно. Пазолини был из тех, кто намеренно создавал сложности; впрочем, за это, а еще за шикарный индивидуальный киноязык мы его и любим. Однако, мне кажется, я нашел ключик к «Декамерону». Прежде чем приступить к разговору, напомню лишь, что фильм снят по великой книге Джованни Боккаччо и включает в себя восемь или девять новелл (в книге их сто). Зритель чаще всего обращает внимание на новеллы эротического толка, но я заострю внимание на другой, а именно на новелле о сере Чаппеллетто (его играет Франко Читти).

Так вот. Мне доводилось читать и просматривать некоторые литературоведческие статьи о «Декамероне» Боккаччо. Практически все исследователи сходятся на том, что новелла о сере Чаппеллетто главная в книге. Почему? Ну вы ведь знаете: литературоведческие статьи читать сложнее, чем смотреть фильмы Пазолини. Литературоведы изощряются как могут и в весьма сложных терминах трактуют эту новеллу. И тем не менее я согласен с тем, что она очень важна для понимания мировосприятия человека Возрождения. Вероятно, так думал и Пазолини. Итак, вот вам сюжет.

Живет себе Чаппеллетто. Он убийца, содомит и мошенник. Он величайший грешник. Однажды он останавливается в доме у ростовщиков, таких же пройдох, как и он сам. И вот ему делается плохо. Иллюзий никаких нет — скоро он отбросит коньки. Ростовщики в ужасе, потому что вот-вот придет священник, чтобы исповедовать умирающего, и тогда он узнает, какого ужасного грешника они привечали у себя в доме. Но Чаппеллетто их успокаивает: «Позовите самого благочестивого священника, а я на исповеди скажу все как надо». Хорошо. Священник приходит. Чаппеллетто исповедуется, и священник с восторгом узнаёт, что тот невинен (то есть не знал плотского греха), набожен, а величайшим своим грехом считает давний проступок, когда тот нагрубил своей матери. И священник провозглашает Чаппеллетто святым; а вскоре Чаппеллетто умирает.

В чем тут смысл? Для Чаппеллетто, который как и всякий человек его времени верит в ад и рай, не нужно вымаливать себе прощения за грехи. Он хочет прославиться здесь, в земной юдоли. Выходит, что жизнь на земле важнее, чем жизнь Там. А это и есть один из главнейших постулатов Возрождения. Живи и наслаждайся жизнью, а не думай о Царствии Божием. Вот эту мысль и доносят до нас Боккаччо заодно с Пазолини. И именно эту мысль Пазолини смакует и в остальных новеллах фильма. Жизнь прекрасна, в том числе и плотские грешки, так возрадуемся же! В этом легко убедиться, посмотрев шедевр Пазолини и прочтя шедевр Боккаччо, к чему я и призываю всех тех, кто еще не успел этого сделать.

Tags: кинодневник
Subscribe

  • БЕЛЬФЕГОР - ПРИЗРАК ЛУВРА

    1126. ЖАН-ПОЛЬ САЛОМЕ, «БЕЛЬФЕГОР – ПРИЗРАК ЛУВРА», 2001 26.10.2021, вторник, 23:25 Типичное кино для семейного просмотра, а французы умеют стряпать…

  • КАТАЛА

    1125. СЕРГЕЙ БОДРОВ-СТАРШИЙ, АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ, «КАТАЛА», 1989 24.10.2021, воскресенье, 19:03 В детстве я увлекался игральными картами. Не в том…

  • ХОЛОДНОЕ ТАНГО

    1124. ПАВЕЛ ЧУХРАЙ, «ХОЛОДНОЕ ТАНГО», 2017 24.10.2021, воскресенье, 01:09 Тяжелый и непростой фильм о любви, которую сожрал режим. Да и какая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments