fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

ПЕПЕЛ

637. АНДЖЕЙ ВАЙДА, «ПЕПЕЛ», 1965
14.06.2017, среда, 01:44

Ну что ж, возвращаемся к нашим изысканиям. Фильм «Пепел» принадлежит к числу тех шедевров Анджея Вайды, которые сделаны с ювелирным тщанием. Есть ведь у него и другие фильмы, например, «Охота на мух» 1969 года, и вот он уже сделан тяп-ляп. А «Пепел» даром что снят более пятидесяти лет назад, смотрится просто на ура. Увы, но в советском прокате он шел с чудовищными купюрами. (Надо заметить, что хронометраж составляет три часа сорок пять минут.) Были вырезаны самые эффектные эпизоды, и это очень печально, но ничего не попишешь. Однако о чем все это?

Это о судьбе молодого польского панича во времена наполеоновских войн. Поначалу панич совсем необлуплен, он эдакий Иванушка-дурачок на польский лад. Очень бесхитростный, однако молодая кровь так и играет. Отец у него классический ясновельможный пан старой закалки. Знаете, как его отец развлекается? Он берет пистолет, садится прямо в комнате, велит слуге прикрепить игральную карту к маятнику часов и палит прямо по этой карте. Крестьян, ясное дело, сечет. А по ночам зажигает свечу и велит сыну читать газету, поскольку сам читать не умеет, так ему по чину положено. Эпизод с маятником был безжалостно вырезан советскими прокатчиками, а ведь он так колоритен!

Однако вернемся к главному герою. Он не совсем разбирается в людях, однако перед женщинами не плошает. И вот идет он по жизни, попутно попадает в масонскую ложу, о которой не очень-то понимает, нафиг она ему сдалась, и вписывается в жернова истории. Перемелют они его или нет? Вот вопрос, над которым я ломал голову в течение всего просмотра. А жернова, ясное дело, нешуточные. Кровь так и льется. В те времена воевали слишком много, и панича война тоже не миновала. Как не миновала и любовь, и всяческие разочарования и находки.

Мне особенно запомнился эпизод с братом главного героя, который болен, судя по всему, туберкулезом и живет отшельником. Когда героя за ничтожный, на мой взгляд, проступок выгоняет из дому отец, тот приходит к брату. Брат и сам когда-то был проклят отцом (вот такие они, ясновельможные паны!). Однако внимание нужно обратить прежде всего на то, как замечательно сыгран этот брат. Тут и типаж прекрасно подобран, и болезненная стать, и актерская работа на высоте. Брат грустно сидит на стуле посреди поля; ходить он может с трудом. Однако ему предстоит собственным примером кое-чему научить молодого необлупленного панича. Такие дела.

А снято это, друзья, на очень широкую ногу. Просто шикарная работа. Все здесь есть: и уютная панская усадьба и батальные сцены. Это очень большой и по времени и по значению фильм, который, на мой взгляд, весьма полезно посмотреть. Вайда есть Вайда, и не укрыться нам от этого факта.

Tags: кинодневник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ

    1091. ФРАНЧЕСКО РОЗИ, «СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ», 1976 30.07.2021, пятничка, 06:32 Вот ведь как итальянцы могут кино закрутить. Поначалу фильм показался…

  • СИМЕОН-СТОЛПНИК

    1090. ЛУИС БУНЮЭЛЬ, «СИМЕОН-СТОЛПНИК», 1965 28.07.2021, среда, 05:42 Замечательный фильм Луиса Бунюэля о святом, жившем в V веке и проведшем 37 лет,…

  • ЭПИГРАММА

    ЭПИГРАММА В дельте реки Невы Люди играли ска, Круто срубили бабла, Вот тебе и весь сказ. Такое говёное ска, Кто-то втыкал на Гоа, А кто-то пил в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments