fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:

ЮНОСТЬ ПЕТРА

612. СЕРГЕЙ ГЕРАСИМОВ, «ЮНОСТЬ ПЕТРА», 1980
18.03.2017, суббота, 10:43

Сколько себя помню, эти фильмы были рядом. «Юность Петра», «В начале славных дел» и «Россия молодая». Постоянно на них натыкался. Стоило включить телевизор — передо мной начинали сверкать физиономии Петра I и Меншикова. Три фильма слились в один; я выхватывал какие-то эпизоды; потом на что-то отвлекался… И все же они крепко сидели у меня в голове. А намедни я принялся за цикл передач Леонида Мациха о масонах; он так увлекательно рассказывал про Петра, что я взял да и посмотрел целиком первый из этих фильмов. И что же? Неплохо провел время.

Снято настолько добротно, насколько умели в первой половине 80-х снимать исторические фильмы. Снято не кем-то, а Сергеем Герасимовым. За основу взят один из лучших романов А.Н. Толстого. Однако ж фильм цепляет отнюдь не материалом — сдается мне, что книгу читать поинтереснее будет — а отлично подобранными образами, из коих я выберу два и что-то о них скажу. Разумеется, это Петр и Меншиков.

Вот Петр, его играет Дмитрий Золотухин. Ну честно признаюсь: не очень-то я знаком с ним по другим ролям. А здесь он на диво хорош. Хорош прежде всего тем, что его герой свиреп. Свиреп и в работе, и в политике (собственно, этим царь Петр и знаменит). Глазищи совершенно бешеные. Поначалу Петр бегает в нательной рубахе с засученными рукавами и всё что-то мутит. Непоседа из непосед, готовит себя к великим свершениям. Всё ему интересно: он и потешные полки муштрует, и механическую шкатулку порывается сломать, чтобы посмотреть, что там внутри. Перечить ему никто не смеет, ибо он гневлив сызмальства. К Европе пока только присматривается, но звериное желание перекроить Россию уже начинает давать ростки. Теперь ему нужен помощник. И вот пожалуйста — как чертик из табакерки выпрыгивает Меньшиков (Николай Еременко). И закручивается интрига.

Потому что оба актера так классно играют, что мы даже не сомневаемся в том, что Петр и Меншиков родились для того, чтобы вместе вершить славные дела. При этом Меншиков шельма еще тот. Он-то дела вершит не для России, а чтобы в первые лица государства выбиться, но вот парадокс: без него ничего-то у Петра получиться не может. Следовательно, работая на свой карман, Меншиков работает на Россию. В общем, эти двое нашли друг друга.

Тут еще много чего есть. Тут и стрельцы, которые могут кинуть на пики боярина или еще кого, кто попадется под руку. Тут и крестьяне, которых не минуют Петровы реформы. Тут и немцы-протестанты, с которыми Петр никогда не ругается, ибо чует, что они ему не враги, а сподвижники. И до кучи дворцовые интриги с кровавыми жертвами, и даже любовь приплетена с ворожбой. В общем, крепкое кино про старину. А уж где здесь правда, а где вымысел, знать нам не дано, да и не нужно этого. Петр показал пример; с нас и этого хватит. В этой картине он чрезвычайно симпатичен, хотя не без червоточинки. Нормальный такой Петр.

Tags: кино ссср, кинодневник
Subscribe

  • АД

    1057. КЛОД ШАБРОЛЬ, «АД», 1994 11.05.2021, вторнеггг, 05:00 Этот фильм Клод Шаброль снял, отталкиваясь от замысла Анри-Жоржа Клузо; последний снимал…

  • ИСТИНА

    1056. АНРИ-ЖОРЖ КЛУЗО, «ИСТИНА», 1960 08.05.2021, субботка, 02:00 Да, крепко снимал кино Анри-Жорж Клузо в то время, которое нынче кажется чуть ли…

  • ДРОЖЬ

    1055. ДАРИО АРДЖЕНТО, «ДРОЖЬ», 1982 05.05.2021, среда, 04:36 Люблю фильмы про писателей. В них, как правило, не показывают писателя, который…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments