fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Category:

СОВМЕСТИТЬ НЕСОВМЕСТИМОЕ

СОВМЕСТИТЬ НЕСОВМЕСТИМОЕ

В сентябре 1989 года на советском телевидении состоялась премьера фильма-сказки Леонида Нечаева «Не покидай». Леонид Нечаев к тому времени слыл автором первостатейных детских фильмов. «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку» не миновали ни одного школьника. И вот вышел фильм «Не покидай», в котором говорилось о королевстве с тоталитарном режимом, но по сути он оставался доброй сказкой с неизменными для Нечаева музыкальными номерами. Это было типичное советское кино. В том же 89 году в кинотеатрах прошла премьера одной из самых скандальных перестроечных картин — «Куколки» Исаака Фридберга. Здесь уже был совсем другой коленкор. Режиссер вскрыл одно из самых оберегаемых табу того времени — намекнул на интимную связь между старшеклассником и учительницей. По посылу это никак не вязалась с работой Нечаева, который с удовольствием продолжал советские традиции.

Мне скажут: «Ну и что? Просто два фильма в разных жанрах. Это нормально снимать разное кино в такой большой стране как СССР». «Нет, — отвечу я. — Как раз таки для СССР это было ненормально. Это было дико, ибо СССР был некой монолитной сущностью, в которой художники не могли столь оголтело противоречить друг другу, в том числе в области кино».

Получается, одной ногой мы стояли в сказке, где жители королевства пели, плясали и свергали деспота-короля заодно с канцлером, а другой — в вязкой трясине, где жили злые старшеклассники, обреченные на неприглядное будущее. И такое явление могло происходить только в СССР и только на рубеже 80-х — 90-х.

Потому что тогда, к примеру, и тот и другой фильмы можно запросто было увидеть по телевизору, допустим, в три часа дня. «Куколку» мог посмотреть и ребенок, на телевидении не было цензуры в том смысле, в котором мы понимаем ее сейчас.

И вот пожалуйста — 1988 год. Выходят «Остров ржавого генерала» про Алису Селезневу и «Маленькая Вера». В обоих фильмах играет Александр Леньков. Он словно путешествует по разным мирам. Но мир-то на деле один — страна под названием СССР. В январе по экранам с песнями пролетают на ретивых конях гардемарины, а в марте мы смотрим «Меня зовут Арлекино», где впервые за всю историю советского кино показывают изнасилование. Мы следим за приключениями приятной во всех отношениях женщины в картине «Аэлита, не приставай к мужчинам» и тут же натыкаемся на бандита из фильма «Воры в законе», который отпиливает себе руку пилой, чтобы спасти жизнь. В общем, мы уже не понимаем, каково время, в котором мы стоим. Это сейчас нам легко глядеть туда и анализировать. Но тогда возник очевидный диссонанс. И он настолько сильно бил в глаза, что трудно поверить в то, что мы остались зрячими.



Tags: 80-е, заметки о кино, кино ссср
Subscribe

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    НЕЛЕПАЯ СМЕРТЬ МИКИ ГАЗЕЛОТИСА Мика Газелотис шел по проселочной дороге. Весь день он провел на ногах и теперь спешил на электричку. До станции было…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    Не преминув засунуть нос В чертог Божественной Венеры, Прелат нащупал абрикос Под ожерельем королевы. Но так и не узнал прелат, Куда девалась мышь,…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    ЗАЗИ-ЧУТ ЖЕНИХ. Здравствуйте. РОДИТЕЛИ. Здравствуйте. ЖЕНИХ. Я пришел просить руки вашей дочери. РОДИТЕЛИ. Очень хорошо. Мы о вас наслышаны. ЖЕНИХ.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments