fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

БЕРЕНИКА

580. ЭРИК РОМЕР, «БЕРЕНИКА», 1954
21.12.2016, среда, 00:58

«Печаль многосложна. И многострадальность человеческая необъятна. Она обходит землю, склоняясь, подобно радуге, за ширь горизонта, и обличья ее так же изменчивы, как переливы радуги; столь же непреложен каждый из ее тонов в отдельности, но смежные, сливаясь, как в радуге, становятся неразличимыми, переходят друг в друга, склоняясь за ширь горизонта, как радуга!»

Эдгар Аллан По, «Береника», 1835 (Перевод В. Неделина)

Что, туманный пассаж? Эдгар По других не держит. Это вполне в духе романтизма — то, о чем можно сказать в двух словах, растянуть на абзац да еще и приплести щемящие сердце сравнения. А между тем в настоящее время я провожу свой досуг за томиком Эдгара По. Это чудесные минуты! По не устаревает, он дарит удовольствие и пищу для воображения. Ну и порой пугает.

«Береника» это новелла о маньяке. Вернее, так: о маньяке-романтике. Автору важнее грезы и чаяния своего героя, нежели его преступные наклонности. Впрочем, тут одно перетекает в другое. Герой очарован, влюблен, удручен и ужасен. А что же Эрик Ромер? Как он интерпретировал продирающую до дрожи историю о книжном затворнике, который сотворил такое, что, вероятно, в 1835 году немало чувствительных дам упало в обморок, а вот в наше время сим злодейством уже никого не удивишь, ибо искусство движется вперед семимильными шагами.

Ромер с самого начала показывает нам психически неуравновешенного человека. (Кстати, он сам его и играет.) Пограничное состояние, в котором пребывает герой, обрисовано несколькими штрихами: бесконечное курение сигарет; наморщенный лоб, из под которого на зрителя глядят безумные глаза; длинная несуразная фигура и — самое главное — сутулость. Эта сутулость для Ромера верный признак того, что в персонаже есть нечто демоническое. Мы слышим закадровый текст (в фильме, как и в новелле, нет ни единого диалога), с помощью которого герой объясняет свое помешательство. Но по существу текст не нужен; нам и так ясно, что перед нами исчадие ада. Герой сколь угодно долго может говорить о своих наклонностях, однако его выдают не слова, а внешний вид. Или вот еще — в жаркую погоду он расхаживает в пальто. Ему все время зябко, как вампиру.

Ромер вводит в свою нетленку персонажа, которого не было в новелле. Это девочка двенадцати-тринадцати лет; скорее всего, родная сестра Береники. А сама Береника, этот ангел с ослепительной улыбкой и черными как смоль волосами, приходится преступнику кузиной. Так вот. Зачем в фильме появляется девочка-подросток? У меня есть только одна догадка. Уж не бесенок ли это, который провоцирует героя на помешательство? Вполне вероятно. В одном из кадров она надевает маску какого-то животного (идентифицировать его сложно из-за нечеткого изображения). И все бы ничего, но эта маска — маска с рогами.

Готическая атмосфера новеллы передана очень точно. Пусть действие перенесено на сто с лишком лет вперед — это ничего. Особняк вполне может заменить дворец. Зато кабинет (или библиотека?) в точности такие же, какими их рисует воображение. И вместо электрических лампочек свечи. И вот в этой обстановке и разыгрывается изощренная трагедия, которая могла родиться лишь в мозгу гениального меланхолика — Эдгара Аллана По. А фильм, между прочим, короткометражный — двадцать одна минута.

Tags: кинодневник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ХАРЛЕЙ ДЭВИДСОН И КОВБОЙ МАЛЬБОРО

    1092. САЙМОН УИНСЕР, «ХАРЛЕЙ ДЭВИДСОН И КОВБОЙ МАЛЬБОРО», 1991 02.08.2021, понедельничек, 01:02 Ну-с так... А вы, командантес и компаньерос, не…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    УРОК САКСОФОНИСТУ Предуведомление Если громко крикнуть «Всё это сакс!», то прозвучит это как «Всё это секс!». Таковы фонетические загогулины…

  • СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ

    1091. ФРАНЧЕСКО РОЗИ, «СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ», 1976 30.07.2021, пятничка, 06:32 Вот ведь как итальянцы могут кино закрутить. Поначалу фильм показался…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments