fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

ЖИТИЕ И ВОЗНЕСЕНИЕ ЮРАСЯ БРАТЧИКА

578. ВЛАДИМИР БЫЧКОВ, СЕРГЕЙ СКВОРЦОВ, «ЖИТИЕ И ВОЗНЕСЕНИЕ ЮРАСЯ БРАТЧИКА», 1967
15.12.2016, четверг, 07:41

С этим фильмом путаница. «Житие и вознесение Юрася Братчика» поставлен по роману белорусского классика Владимира Короткевича «Христос приземлился в Гродно». Однако ж Википедия говорит, что до того как написать роман, Короткевич написал сценарий. А сценарий по своему духу сильно рознится с романом. Роман трагичен и пронзителен. Сценарий поэтичен и весел. Но это еще ладно. Фильм почти сразу же положили на полку и изрезали до неузнаваемости. При этом упоминается, что нетронутую копию успел купить Ватикан. И где эта копия? То, что сегодня лежит на трекере, это восстановленный по крупицам фильм, озвученный на русский язык (изначально он был снят на белорусском). В общем, первоначальный вариант сейчас недоступен. Но что есть, то есть.

Я хорошо помню роман «Христос приземлился в Гродно». Он выходил в 2006 году на русском языке, при этом утверждалось, что перевод с белорусского сделан впервые, что опять таки противоречит информации в интернете. Тема, которую выбрал Короткевич, не могла в далекие 60-е оставить равнодушными цензоров, потому что писатель создал роман об Иисусе Христе и его апостолах. Такие вещи в СССР не проходили. Впрочем, Короткевич говорил не об истинном Христе, а о лицедее, который со своей компанией поначалу веселил народ, а потом его всюду начали принимать за Христа; он же внезапно обнаружил, что умеет творить чудеса.

Разумеется, Короткевич писал об угнетенном народе, который обрел в лице новоявленного самозванца надежду и силу. Перед нами Белая Русь XVI века. Люди страдают под гнетом священников, к тому же повсюду распространились голод и нищета.

И вот появляется Иисус. Это переодетый бродяга и скоморох Юрась Братчик. С ним апостолы, с ним Божья сила, с ним спасение. Получается, что Братчик становится народным мессией. Он умудряется и накормить, и утешить словом, и даже отразить набег татар. Авторы намекают, что он действительно ведом Богом. И все равно подобная трактовка освободительного движения на Белой Руси оказалась неприемлемой для цензоров. Потому что так уж повелось в советской исторической литературе, что лидер должен быть атеистом. За примерами далеко ходить не надо — вспомним «Насреддина» Леонида Соловьева.

Авторы фильма пытались это дело сгладить как могли. Они намеренно снимали чуть ли не лубок. С лубка и спрос невелик, думали они, однако просчитались, поскольку делать Христа главным героем какой бы то ни было картины представлялось невозможным априори.

Однако к счастью все оказалось не зря. Фильм получился дерзким и очень необычным по киноязыку. Если говорить совсем грубо, то перед нами поэтическое кино 60-х. В роли Юрася Братчика Лев Дуров. Маска Христа ему очень идет. И совершенно бесподобна музыка Олега Каравайчука. Композитор прекрасно понял смелый замысел. В общем, пусть копия и искалечена — дух истинного кино из нее высадить не удалось. Ну и хорошо.

Tags: кинодневник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ

    1091. ФРАНЧЕСКО РОЗИ, «СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ», 1976 30.07.2021, пятничка, 06:32 Вот ведь как итальянцы могут кино закрутить. Поначалу фильм показался…

  • СИМЕОН-СТОЛПНИК

    1090. ЛУИС БУНЮЭЛЬ, «СИМЕОН-СТОЛПНИК», 1965 28.07.2021, среда, 05:42 Замечательный фильм Луиса Бунюэля о святом, жившем в V веке и проведшем 37 лет,…

  • ЭПИГРАММА

    ЭПИГРАММА В дельте реки Невы Люди играли ска, Круто срубили бабла, Вот тебе и весь сказ. Такое говёное ска, Кто-то втыкал на Гоа, А кто-то пил в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments