fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

МЕРТВЫЕ ДУШИ

562. МИХАИЛ ШВЕЙЦЕР, «МЕРТВЫЕ ДУШИ», 1984
04.11.2016, пятница, 04:09

Николай Васильевич Гоголь мой любимый писатель. Я люблю открывать его наугад и читать, что попадется. Фильм «Мертвые души» (в пяти сериях) Михаила Швейцера я знаю с детства. Я всегда любил его смотреть, посмотрел и теперь, с большим удовольствием.

Помню, когда его в 1984 году показывали по тв, моя прабабушка, предвкушая интересное зрелище, сказала мне, пятилетнему: «Это было в те времена, когда людей продавали и покупали». Так я узнал о крепостном праве. Но это так, отступление, обратимся к Швейцеру.

Когда Михаил Швейцер ставил классику, трепетное отношение к тексту было для него главнейшим из условий. При этом он добавлял к написанному собственные фантазии, да делал это так ловко, что многим казалась, будто он берет эти фантазии из выбранного им для постановки произведения. На деле же Швейцер сливался с произведением. Он чувствовал написанное тоньше других. И при желании он мог добавлять в постановки все, что ему заблагорассудится — его вкрапления входили в кино органично и гармонично.

Вот «Мертвые души». Понятно, что это не «Ревизор», где можно шпарить по тексту. Инсценировка «Мертвых душ» требовала дополнительных диалогов. И Швейцер с легкостью их написал. К гоголевским диалогам он добавил свои — а смотрится так, будто это целиком текст Гоголя.

Вот вам пример — жена Манилова. В книге она, если мне не изменяет память, большей частью молчит. Но тут-то у нас Лариса Удовиченко! Разве можно допустить, чтобы она молчала? И вот пожалуйста — Швейцер пишет для Удовиченко роль. Получается, конечно, дешево и сердито, но ведь хорошо получается! И так режиссер поступил со многими другими ролями. А в случае с Плюшкиным вообще разыграл чудесный этюд с серебряными часами, которые в поэме упоминаются лишь мельком.

Стоит отдельно сказать о мизансценах. Вот где чувствуется рука мастера. Как расположить героев? В какой момент они должны жевать баранину, а в какой момент затягиваться из трубок? Как Чичиков должен ходить внутри кадра? Вроде бы мелочи, а сделано просто шикарно. Сегодняшние сериалы откровенно отдыхают. И ведь глаз нельзя оторвать! Вероятно, Швейцер знал что-то такое о поэме Гоголя, чего не знает никто другой. Он видел ее воочию, иначе и быть не может.

Однако фильм не совсем ровный. Есть эпизоды вообще загляденье — сцена с Маниловым, сцена с дамами, просто приятной и приятной во всех отношениях, а есть и сцена с Ноздревым, которая откровенно не удалась. Упаси меня Бог говорить плохо о Виталии Шаповалове, но роль Ноздрева это очень крепкий орешек. Ноздрева трудно сыграть внятно, так уж хитро он написан. На бумаге его реплики кажутся меткими и точными. Но как их произносить? Они просто не хотят произноситься! Ну так уж Гоголь написал, ничего не поделаешь. Лично мне даже в голове трудно прокрутить эти реплики, я могу воспринимать их только при чтении.

А вот Чичиков — Калягин это стопроцентное попадание. И Трофимов — Автор тоже. Да, удачные сцены явно перевешивают. Ну и хорошо. «Мертвые души» это вещь на века, и я очень рад тому, что в наших закромах имеется столь добротное кино.

http://kinogrushko.com/mihail-shveytser-mertvyie-dushi-1984.html#more-3376

Tags: кинодневник
Subscribe

  • ЛАНДРЮ

    1089. КЛОД ШАБРОЛЬ, «ЛАНДРЮ», 1963 26.01.2021, воскресенье, 23:31 Ну что еще я могу сказать о Клоде Шаброле, кроме того, что каждый его…

  • ВЕРНОСТЬ

    1088. НИГИНА САЙФУЛЛАЕВА, «ВЕРНОСТЬ», 2019 24.07.2021, субботка, 09:45 Мне понравился этот фильм. Такая чисто женская рефлексия. Импонирует, что…

  • ИСКУШЕНИЕ МАРИАННЫ

    1087. ФРАНСИС ЛЕРУА, «ИСКУШЕНИЕ МАРИАННЫ», 1973 22.07.2021, четверг, 22:58 Минорная такая эротика, в тусклых тонах. Но погодите! Не так надо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments