fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:

...А ПЯТЫЙ ВСАДНИК — СТРАХ

ТЕКСТ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КИНОРУЛЕТКИ №6 http://altereos.livejournal.com/165107.html#t1448179

558. ЗБЫНЕК БРИНИХ, «…А ПЯТЫЙ ВСАДНИК — СТРАХ», 1964
27.10.2016, четверг, 07:09

Когда режиссер представляет трагическую историю в сюрреалистическом ключе, это как минимум интересно. Оп! Режиссер добавляет капельку пафоса. (Ну нельзя обойтись без пафоса в рассказе об оккупированной Праге.) Пафос не дает расслабиться, зритель напряжен… А Прага между тем шумит, живет своей жизнью. Тут хитрый монтаж, тут скорбные лица сменяются праздничными трамваями и цирковыми афишами. Какой же это год? Понять невозможно; одноголосый перевод не дает такой возможности. Постойте, а где фашисты? Нам не покажут ни единого немецкого фашиста в оккупированной Праге, только чешские полицаи будут гадить несчастным пражакам…

И вот экспозиция. Живет еврейский доктор. Лечить никого он не имеет права — режим запрещает. Доктор теперь работает каптерщиком. То есть он блуждает по огромному зданию с каталогом под мышкой и следит за утварью, конфискованной у евреев. Утварь подобрана по принципу от большого до малого. От ряда громоздких роялей до рядка фарфоровых чашечек. Доктор выполняет работу добросовестно — недаром он вооружился каталогом. Кстати, по улице он ходит с неизменным зонтиком. И вот вам сюрреализм во всей красе — когда идет дождь, доктор зонтиком не пользуется. Причинно-следственные связи нарушены. Зонтик это тросточка, он не нужен для того, чтобы скрыться от суровых капель.

Но ладно. Экспозиция ясна. Праздничная оккупированная Прага, склад нелепых вещей… А вот и родное логово. Подъезд с квартирами. Доктора мы уже знаем, пора познакомиться с остальными действующими лицами столь странной трагедии. Это адвокат с женой и ребенком — мальчиком лет семи, это молодожены с новорожденным, это полоумная учительница музыки, это странный господин (куда же без странного господина?!!).

Но, но!!! Это еще не все. Здесь поселились не только люди, здесь поселился хаос. Он дает о себе знать бесконечными звонками в дверь и по телефону, он проникает в щели дверей игрой на фортепиано, он врезается в уши непрекращающимся плачем новорожденного младенца. Ни минуты покоя. Этот шумовой хаос достанет тебя даже в сортире. А ведь есть еще и радио с диктором, который провозглашает политические лозунги и предлагает жильцам стучать друг на друга — благо трезвонящий телефон всегда под рукой. И опять-таки хитрый монтаж. Опять цирковые афиши. Это даже не сюрреализм, это уже сумбур. Но нам все понятно. Что-то должно произойти.

И оно происходит. Появляется раненый боец Сопротивления. Доктору и надо-то только извлечь у него из плеча пулю. Но доктор почему-то принимается рефлектировать. Как же так? Ему же запрещено… Однако он благородный человек. Пусть судьба и определила его в каптерщики, но прежде всего он врач. И он извлекает пулю. Теперь нужен морфий. Боец страдает. Морфий на вес золота. И доктор начинает скитаться по Праге в поисках зелья. Это и есть кульминация истории.

Он попадает в кабак, где наблюдает круговерть из женских ножек, похотливых мужских лиц и громкой музыки. Здесь трудно написать что-то вразумительное, этот пир во время чумы надо увидеть. Затем он попадает в психиатрическую лечебницу, где больные не сидят по палатам, а шастают по коридорам. Все в белом — невозможно отличить больного от врача. Нашего доктора тоже принимают за психа и хотят оставить здесь как пациента, но…

Дальше я рассказывать не буду, получится спойлер. Высокое и низкое смешались в одном старом городе. Трагедия и абсурд идут рука об руку. Оглянитесь! Не это ли есть наша жизнь?

http://kinogrushko.com/zbyinek-brinih-a-pyatyiy-vsadnik-strah-1964.html#more-3334

Tags: кинодневник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments