fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:

ТРИ ЦВЕТА: БЕЛЫЙ

524. КШИШТОФ КЕСЛЁВСКИЙ, «ТРИ ЦВЕТА: БЕЛЫЙ», 1994
04.08.2016, четверг, 12:23

Вот какая штука: я пишу рецензии довольно часто и написал уже свыше пятисот. А все же есть ряд достойных, как мне кажется, режиссеров, о которых я ни разу ничего не говорил. Я постоянно держу в голове трех китов: Вуди Аллена, Мартина Скорсезе и Дэвида Линча. Ну вот как-то не пришлось посвятить им свои записи. И вот еще один кит: Кшиштоф Кеслёвский. Сегодня я смотрел его впервые, я выбрал картину наугад и нырнул, не зная, что меня ожидает.

И меня будто ударили обухом по затылку. Потому что «Три цвета: Белый» оказался намного сложнее и глубже, чем я предполагал до просмотра. Ну ладно. История о маленьком (и в прямом и в переносном смысле) поляке, который всеми мыслимыми и немыслимыми путями становится успешным человеком. В самом начале он пребывает в довольно жалком положении: от него уходит жена, и он без денег остается на чужбине (во Франции). Потом он перебирается на родину, но как?!! В чемодане, в багажном отсеке. Этот эпизод настолько сильно выбивается из общей канвы повествования, что начинаешь думать: а не шутит ли с нами режиссер? Очень может статься, что и шутит. Потому что все остальные злоключения поляка это еще куда ни шло, это похоже на правду; но путешествие в чемодане попахивает сюрреализмом. Словно режиссер говорит: «Любые события в нашей бренной жизни так же невероятны, как поездка в чемодане через границу».

Здесь есть еще эпизод, в котором герой не может выйти из телефонной кабины, и это похоже на сюжетную параллель с томлением в чемодане. Но этот эпизод ничем не кончается, он просто обрывается: как поляк выходит из кабины, режиссер не показывает.

А смысл вроде не так уж и сложен. Иногда ты ешь медведя, иногда медведь ест тебя. Черная полоса сменяется белой. Но в случае с нашим героем все усложняется его нерешительностью и страстью к той женщине, которая была его женой и вот так некрасиво бросила его на произвол судьбы.

Да, счастье рано или поздно улыбается персонажу. (Или строит гримасу?) Но в голове почему-то остаются его слова о том, что все мы терпим. Это он так о человеческом бытии отзывается. И даже в те минуты, когда он перебирает в руках пачки денег или обсуждает деловые вопросы с деловыми людьми, он помнит о том, что жизнь это терпение. Иначе для него и быть не может; слишком много он хлебнул в зачине. Он прекрасно осознаёт, что нынешняя удача это просто пшик. Он, кстати, часто рискует жизнью, несмотря на свою нерешительность. И все же он упрямо идет к успеху, потому что это тоже закон существования: нужно чего-то добиваться. Ну а чего он добивается на деле, никто никогда не узнает. Финал остается открытым. Белая полоса, черная… Любовь… Что там еще у него будет? Кшиштоф Кеслёвский загадочно молчит, и это молчание истинного философа.

http://kinogrushko.com/kshishtof-keslyovskiy-tri-tsveta-belyiy-1994.html#more-3015

Tags: кинодневник
Subscribe

  • АД

    1057. КЛОД ШАБРОЛЬ, «АД», 1994 11.05.2021, вторнеггг, 05:00 Этот фильм Клод Шаброль снял, отталкиваясь от замысла Анри-Жоржа Клузо; последний снимал…

  • ИСТИНА

    1056. АНРИ-ЖОРЖ КЛУЗО, «ИСТИНА», 1960 08.05.2021, субботка, 02:00 Да, крепко снимал кино Анри-Жорж Клузо в то время, которое нынче кажется чуть ли…

  • КЛАВКА КОПУСТА НА АБОРДАЖ!

    КЛАВКА КОПУСТА НА АБОРДАЖ! Кто-то боялся Слепого Пью, кто-то боялся Билли Бонса, кого-то боялся сам Флинт, но все пираты без исключения - как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments