fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

ПОСЛЕСЛОВИЕ

517. МАРЛЕН ХУЦИЕВ, «ПОСЛЕСЛОВИЕ», 1983
23.07.2016, суббота, 00:33

Что ж, ночь с пятницы на субботу — самое любимое время для тех, кто вкалывал всю неделю; для тех, кто всю неделю поднимался засветло и ехал на работу. Я к этой категории не отношусь, посему особой приподнятости не чувствую, а все ж в кои-то веки выкроил время для советского фильма и теперь вот врубил группу Traveling Wilburys, по настрою совсем здесь не уместную… Я пытаюсь найти слова для фильма Марлена Хуциева «Послесловие»; слова меня не слушаются; чтобы извлечь их из головы, нужны усилия. Но ничего, справлюсь как-нибудь.

Фильм камерный. В Москву приезжает старик. Приезжает к дочке и зятю; приезжает внезапно. У дочки командировка в Среднюю Азию, но это ничего — старик будет жить с зятем. И вот они начинают существовать вместе. Зять угрюм; он интроверт, и он пишет диссертацию. Старик весел — он живчик и жизнелюб. Но видя минимум энтузиазма со стороны зятя (Андрей Мягков словно был рожден для этой роли), тоже слегка раскисает. В принципе зятя нельзя назвать негостеприимным. Но он неуживчив, а тут еще эта диссертация. И на фиг ему сдались воспоминания старика (блестящий Ростислав Плятт) о старой Москве, о 20-х годах; его пулеметные цитаты из различных классиков, его дурацкая привычка бриться опасной бритвой, его рассуждения о вкусе настоящего рижского хлеба и его советы по правильной организации такого нелегкого труда как написание диссертации?

...И вот ни с того ни с сего старик распахивает окно и кричит: «Ура! Майская гроза!» В этот миг он похож на Мефистофеля. Он словно специально приехал к зятю, чтобы искушать его прекрасными мгновениями и вкусом к жизни, но всё впустую — зять не клюет на громкие словеса и шумные порывы. (В какой-то момент начинает казаться, что старик моложе зятя!)

Да ведь зять и сам знает толк в сладкой жизни, он хорошо упакован. По работе он часто бывал в Африке (для советского гражданина это шик), а в ближайшем будущем собирается в поездку в США; у него есть дубленка, всякие безделушки, он курит Мальборо или трубку, которую набивает дефицитным голландским табаком. С женой у него вроде бы разногласий не наблюдается. О жене, кстати, говорится мельком — как будто режиссер специально подчеркивает, что нет здесь ни отчуждения, ни ненависти. В общем, зять не слишком реагирует на веселого тестя, и вот тут-то пресловутое отчуждение и начинает проклевываться. Впрочем, советское кино это вам не Антониони, безысходностью тут и не пахнет; лирическая нота в финале ставит все на свои места.

А еще зять и тесть говорят друг другу «ты». Это довольно странно. Выходит, что их вежливость по отношению друг к другу не деланная и что они чуть ли не дружбаны. Но все же пробегает между ними черная кошка, куда деваться… Марлен Хуциев простое кино ведь не снимал. Ради этой черной кошки он все и затеял. Примерно так я себе это представляю.

http://kinogrushko.com/marlen-hutsiev-posleslovie-1983.html#more-2945

Tags: кинодневник
Subscribe

  • СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ

    1091. ФРАНЧЕСКО РОЗИ, «СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ», 1976 30.07.2021, пятничка, 06:32 Вот ведь как итальянцы могут кино закрутить. Поначалу фильм показался…

  • СИМЕОН-СТОЛПНИК

    1090. ЛУИС БУНЮЭЛЬ, «СИМЕОН-СТОЛПНИК», 1965 28.07.2021, среда, 05:42 Замечательный фильм Луиса Бунюэля о святом, жившем в V веке и проведшем 37 лет,…

  • ЛАНДРЮ

    1089. КЛОД ШАБРОЛЬ, «ЛАНДРЮ», 1963 26.01.2021, воскресенье, 23:31 Ну что еще я могу сказать о Клоде Шаброле, кроме того, что каждый его…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments