fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Category:

ТЕКСТ ДЛЯ КИНОРУЛЕТКИ №3

513. ЖАН-ЛЮК ГОДАР, «КИТАЯНКА», 1967
14.07.2016, четверг, 00:14

В фильмах Годара много курят. Именно с этой сентенции я хотел бы начать разговор. Курение в кино это особая тема. Некоторые режиссеры сознательно избегали сцен с курением даже в те времена, когда антитабачные законы не снились нам в страшных снах. Но у Годара не так. Вспомним «На последнем дыхании». Герой прикуривает одну сигарету от другой на протяжении всего фильма. В «Китаянке» примерно то же. Это не курение во время отдыха, когда ты, устав от работы, блаженно выкуриваешь сигаретку в предвкушении сна. Это курение ради курения. По Годару пускать дым это тоже труд и обязанность. Как это работает на сюжет? Очень просто — приятная (не хочу говорить «дурная») привычка это лишний штрих в характеристике героев. Для Годара это принципиально.



В фильмах Годара много читают. Герои не мыслят себя без книг. Часто читают политические брошюры, но с такой же жадностью поглощают и беллетристику. Годар хочет показывать пытливые умы. Признак пытливого ума — страсть к чтению. Революцию нельзя делать на голом энтузиазме, нужна прочная основа. Эта основа сосредоточена в трудах Ленина, Бакунина и любимца Годара Мао. «Вооружись книгой, вооружись знанием, — словно говорит нам режиссер, — тогда твои порывы воплотятся в реальность. Читай, и ты подчинишь себе мир».



В фильмах Годара много болтовни. СЛИШКОМ много болтовни. Годар, когда хочет, умеет быть занудным. Герои склонны говорить афоризмами, причем отнюдь не четкими, а мутными и расплывчатыми. Эти афоризмы придумал сам Годар, чтобы доставить дискомфорт зрителю. С наскока въехать в разговоры персонажей очень непросто. Каждый монолог или диалог перенасыщен сплавом самых разных философских течений. В ход идут как чеканные лозунги, так и изящные пассажи классиков. «Разбирайтесь сами», — говорит зрителю Годар. Он не собирается ни с кем заигрывать и делать свое кино доступным.

Кино Годара чрезвычайно сексуально. В основном, его герои это юноши и девушки. Да, они любят делать революцию, но они далеки от аскетизма. В их взглядах всегда читается желание нравиться друг другу. Заниматься революцией так же интересно, как заниматься любовью, а в этом молодые люди знают толк. Даже когда они обсуждают сугубо научные вопросы, они флиртуют. Без флирта их существование лишено смысла. И это чрезвычайно симпатичная черта киноязыка Жана-Люка Годара.



Фильм «Китаянка» это фильм о неравнодушных молодых людях. Не совсем понятно, играют они в революцию или делают ее по-настоящему. Преимущественно они заняты болтовней (ближе к финалу треп перерастает в нечто большее). С точностью можно сказать лишь то, что они балансируют на грани. Идеология не может быть не опасной. Она может завести в такие дебри, из которых никто не вернется прежним. Однако кино так хитро устроено, что мы симпатизируем героям; пусть даже они этого не заслуживают. А по форме и по подаче материала фильм довольно мутный, и Годар сделал его таким сознательно. Повторюсь еще раз: Годар определенно не из тех, кто делает поблажки для своего зрителя.
Tags: кинодневник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • БЕЛЬФЕГОР - ПРИЗРАК ЛУВРА

    1126. ЖАН-ПОЛЬ САЛОМЕ, «БЕЛЬФЕГОР – ПРИЗРАК ЛУВРА», 2001 26.10.2021, вторник, 23:25 Типичное кино для семейного просмотра, а французы умеют стряпать…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    НОЖ Есть у крутых мужиков обычай — если они покупают нож (а крутые мужики любят покупать ножи), то делают так: на ночь они кладут нож с собой в…

  • КАТАЛА

    1125. СЕРГЕЙ БОДРОВ-СТАРШИЙ, АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ, «КАТАЛА», 1989 24.10.2021, воскресенье, 19:03 В детстве я увлекался игральными картами. Не в том…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments