fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:

МАЛЕНЬКИЙ СОЛДАТ

496. ЖАН-ЛЮК ГОДАР, «МАЛЕНЬКИЙ СОЛДАТ», 1960
11.06.2016, суббота, 17:07

Для того, чтобы сделать кино интересным, нужно создать героям кучу проблем. Это закон. Зритель будет наблюдать за тем, как герои выпутываются из ловушки, и не будет обращать внимание на огрехи. Впрочем, огрехи это не про Жана-Люка Годара. С ним совсем другая ситуация. Он всегда позиционировал себя как новатора, поэтому глядя его картины, уже не знаешь, на чем концентрироваться: на оригинальном киноязыке или на тех пресловутых проблемах, которые он придумал для персонажей. Годар непрост для понимания. Иногда он просто невыносим. Фильм «Маленький солдат» хоть и легко смотрится, зато содержит в себе кучу смыслов и загадок. Что это? Кино про шпионов? Но почему про шпионов нужно рассказывать именно так? Почему нужно совать в руки шпионам брошюры Ленина и Мао? И зачем весь этот поток сознания, который слетает с языка главного страдальца так, будто страдалец сошел со страниц романа Джеймса Джойса?

Я уже неоднократно говорил, что ценю в кино прежде всего атмосферу. Атмосфера здесь бьет через край. Особенно меня умиляет сцена, в которой персонаж заходит в отделение банка и закуривает сигарету. Потом он хочет закурить в поезде. Да, времена изменились до неузнаваемости… А дело здесь происходит в мирной Швейцарии, которую две подпольные организации выбрали местом для решения своих шпионских вопросов. Они орудуют в Швейцарии тишком. Они делают ужаснейшие вещи. А Швейцария стоит себе посередь Европы и в ус не дует. Надо полагать, обыватели даже и не подозревают, что в их зажиточной стране бушуют такие страсти. Они ведут нормальную жизнь, но речь-то здесь не о них, а о нескольких мерзавцах, которые не умеют сидеть ровно, а все время копошатся и доставляют друг другу кучу хлопот.

Разумеется, не обходится без любовной линии. Великолепная Анна Карина играет роковую и пытливую красотку, которая крепко засела в голову главному страдальцу. Но ее поведение это отнюдь не поведение роковой красотки из классического шпионского фильма. Она не соблазняет, а беседует, и в случае с Годаром это довольно важный момент, на котором хотелось бы заострить внимание. Существует точка зрения, согласно которой женщина должна прежде всего обольщать, а не вести интеллектуальные разговоры. Годар на эту точку зрения плевать хотел. Нет, он, разумеется, оставляет место для легкого флирта, но флирт у него перерастает не в страсть, а в длинные и заумные беседы. Годар предоставляет женщине право судить о проблемах мироздания. Это прекрасно. Прекрасно и то, что его герои-мужчины тянутся к женщинам именно затем, чтобы разгрызть вместе с ними какую-нибудь философскую головоломку. Я повторюсь: они не забывают про плотские удовольствия, но философия для них стоит на первом месте. И до чего же восхитительно смотрится Анна Карина, которая, надев соблазнительное платье, говорит вещи, в которых трудно разобраться даже кандидату наук. Таков Годар.

Ну а законы жанра это, как ни крути, законы жанра. И в сухом остатке остаются насилие, интриги и револьверные выстрелы. Что ж, без этого тоже трудно обойтись, даже если тебя зовут Жан-Люк Годар и ты из кожи вон лезешь, чтобы показаться разрушителем устоев.

http://kinogrushko.com/zhan-lyuk-godar-malenkiy-soldat-1960.html#more-2742

Tags: кинодневник
Subscribe

  • ЛАНДРЮ

    1089. КЛОД ШАБРОЛЬ, «ЛАНДРЮ», 1963 26.01.2021, воскресенье, 23:31 Ну что еще я могу сказать о Клоде Шаброле, кроме того, что каждый его…

  • ВЕРНОСТЬ

    1088. НИГИНА САЙФУЛЛАЕВА, «ВЕРНОСТЬ», 2019 24.07.2021, субботка, 09:45 Мне понравился этот фильм. Такая чисто женская рефлексия. Импонирует, что…

  • ИСКУШЕНИЕ МАРИАННЫ

    1087. ФРАНСИС ЛЕРУА, «ИСКУШЕНИЕ МАРИАННЫ», 1973 22.07.2021, четверг, 22:58 Минорная такая эротика, в тусклых тонах. Но погодите! Не так надо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments