fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

441. ПЬЕР ПАОЛО ПАЗОЛИНИ, «ЗАМЕТКИ К ФИЛЬМУ ОБ ИНДИИ», 1968
25.02.2016, четверг, 01:44

И вот в 1968 году Пазолини и Ко прибыли в Индию и сняли там очень любопытную короткометражку. Вообще великие режиссеры иногда такими делами баловались. Не зацикливались на одних нетленках, снимали порой и нечто вроде пустячков. (На первый взгляд, пустячков; а вообще безделки выходили очень даже дельными). У того же Пазолини на счету много всяческих «заметок» и «набросков». Стало быть, на дворе стоял 68 год. Все прогрессивные рок-музыканты во главе и с подачи самого прогрессивного из них — Джорджа Харрисона — частенько катались в Индию, чтобы приобщиться ко всяким там практикам, всласть помедитировать, послушать лекции и стать заправскими индуистами. Был, был такой феномен. Хотелось людям принципиально другой религии, невзирая на то, что Индия страна нищая и полная несправедливостей — одна кастовая система чего стоит.

Пазолини, в отличие от Харрисона, индуистом быть не хотел. Пазолини был коммунистом и исследователем. Он не внимал с открытым ртом всяческим махариши, но с удовольствием копался в культурных памятниках и политических загогулинах. И едва прилетев в Страну Чудес, взял быка за рога. Начал опрашивать индийских монахов на предмет готовности к самопожертвованию. Вопрос он сформулировал примерно так: вот, допустим, есть индуист, махараджа. Он идет по Индии и видит нескольких тигров, которые подыхают от голода. Отдаст ли он им свое тело на растерзание? Спасет ли нуждающихся зверей? Разные монахи отвечали Пазолини по-разному. Монастырский служка — молоденький паренек — сказал, что да, разумеется. Другой тип сказал, что историю эту нельзя понимать буквально. А самый крутой монах с Пазолини разговаривать не пожелал и ушел прочь.

Тут уместно вспомнить одну байку. Я узнал ее, слушая в сети лекции Леонида Мациха, блестящего философа, хорошо разбирающегося в мировых религиях (горячо всем рекомендую!). «Как понять, настоящий ли перед тобой монах? — говорил он. — Надо просто спросить его об этом. Если он действительно монах, то он просто пройдет мимо и тебя не заметит, ибо есть у него дела поважнее». Так случилось и с Пазолини. Тот человек, который не удостоил его ответом, выходит, и есть настоящий монах.

Всем вышесказанным фильм далеко не исчерпывается. Не только с монахами беседует режиссер. Он говорит с крестьянами, рабочими, журналистами; умудряется даже поболтать с кем-то из касты неприкасаемых. Пазолини хочет выяснить: пойдет ли Индия на поводу у Запада или все-таки останется самобытной. Ну и параллельно он подводит зрителя к вопросу насчет победы коммунизма в отдельно взятой стране, однако тут опять же не получает внятного ответа.

«Заметки к фильму об Индии» очень любопытная картина. Ее автор хочет прежде всего доказать самому себе, что его мировоззрение верно. Он делает это, беседуя с индийским людом. А индийский люд выдает ему такое, что даже у него глаза на лоб лезут. Примерно так.

http://kinogrushko.com/per-paolo-pazolini-zametki-k-filmu-ob-indii-1968.html#more-2202

Tags: кинодневник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ХАРЛЕЙ ДЭВИДСОН И КОВБОЙ МАЛЬБОРО

    1092. САЙМОН УИНСЕР, «ХАРЛЕЙ ДЭВИДСОН И КОВБОЙ МАЛЬБОРО», 1991 02.08.2021, понедельничек, 01:02 Ну-с так... А вы, командантес и компаньерос, не…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    УРОК САКСОФОНИСТУ Предуведомление Если громко крикнуть «Всё это сакс!», то прозвучит это как «Всё это секс!». Таковы фонетические загогулины…

  • СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ

    1091. ФРАНЧЕСКО РОЗИ, «СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ», 1976 30.07.2021, пятничка, 06:32 Вот ведь как итальянцы могут кино закрутить. Поначалу фильм показался…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments