fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:
436. МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ, «НОЧЬ», 1961
09.02.2016, вторник, 04:23

На мой взгляд, «Ночь» лучший фильм из трилогии отчуждения Антониони (или тетралогии — если отнести сюда и «Красную пустыню»). И вероятнее всего я отдаю предпочтение «Ночи» потому, что мне безумно нравится пара Жанна Моро — Марчелло Мастроянни. Ну вот как-то они глубже, чем, скажем Моника Витти — Ален Делон («Затмение»). Впрочем, Моника Витти блистает и здесь, она появляется на экране примерно через час после начала картины, но уж никто не осмелится назвать ее роль ролью второго плана. «Ночь» очень проникновенный фильм, и главный нерв в нем это Лидия (Жанна Моро). Мне кажется, что она страдает гораздо больше других и вообще пребывает в пограничном состоянии — недаром всю дорогу она говорит о смерти.

Тема смерти, собственно, и открывает картину. Пресловутое отчуждение уходит на второй план. Отчуждение, пусть кое-как, но можно преодолеть, хотя Антониони изо всех сил пытается убедить нас в обратном. Смерть же неминуема. И вот мы видим, как Джованни Понтано (Мастроянни) и Лидия навещают в больнице друга Томмазо (Бернхард Викки), о котором врачи говорят, что хоть ему и тяжело, но навещать его теперь можно сколько угодно, ибо он обречен. Разумеется, сцена в больнице производит гнетущее впечатление. Джованни и Лидия вообще едва не слетают с катушек. Они смотрят, как Томмазо мужественно бодрится на своем одре, и от этого им делается больно. Для них было бы лучше, если бы он лежал без сознания — тогда встреча не была бы такой гнетущей. Масла в огонь подливает девушка-нимфоманка из соседней палаты (почему в больнице физически больной мужчина и психически нездоровая женщина лежат в одном отделении, для меня загадка, но, видно, так уж в Италии тогда было принято). Так вот. Пребывание в больнице выводит Джованни и Лидию из колеи, однако для них жизнь продолжается, а жизнь у них, что ни говори, сложилась.

Они обеспечены, Джованни не последний писатель в Италии, и все в таком духе. Но богатые тоже плачут, как мы прекрасно помним из киноклассики ))). Лидия переживает острейший кризис, связанный с тем, что любовь ушла и она, следовательно, обречена на одиночество. Что касается Джованни, то тут свои заморочки. Он писатель, который не чувствует творческого подъема. Вообще писатель, некогда плодовитый, а ныне исписавшийся, это тема весьма благодатная для певцов темных сторон души. Вспомним Писателя из «Сталкера» Тарковского. Тот тоже переживал нечто подобное и тоже пребывал в прострации. Вот и Микеланджело Антониони выбрал своему герою такую профессию, от которой иной раз хочется волком завыть. И он воет, никуда не девается.

И встречают они 22-летнюю Валентину (Моника Витти), которая тоже крутится как умеет, но все же в жизни запутаться еще не успела. Потому что молода, потому что красива, потому что богатый папа. Однако она далеко не дурочка. Она смотрит на Лидию и Джованни и делает малоприятные выводы. Не исключено, что она в силу характера готовит себя к чему-то подобному, что вообще-то зря. Но так уж устроен Антониони — не дает он даже молодым и позитивным героям расслабляться. Он им словно молотком по голове стучит. И правильно — нечего расслабляться. Антониони сей постулат доказал очень и очень убедительно.

http://kinogrushko.com/mikelandzhelo-antonioni-noch-1961.html#more-2154

Tags: кинодневник
Subscribe

  • АД

    1057. КЛОД ШАБРОЛЬ, «АД», 1994 11.05.2021, вторнеггг, 05:00 Этот фильм Клод Шаброль снял, отталкиваясь от замысла Анри-Жоржа Клузо; последний снимал…

  • ИСТИНА

    1056. АНРИ-ЖОРЖ КЛУЗО, «ИСТИНА», 1960 08.05.2021, субботка, 02:00 Да, крепко снимал кино Анри-Жорж Клузо в то время, которое нынче кажется чуть ли…

  • ДРОЖЬ

    1055. ДАРИО АРДЖЕНТО, «ДРОЖЬ», 1982 05.05.2021, среда, 04:36 Люблю фильмы про писателей. В них, как правило, не показывают писателя, который…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments