fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:
430. ОЛЕГ ТЕПЦОВ, «ГОСПОДИН ОФОРМИТЕЛЬ», 1988
28.01.2016, четверг, 14:46

Итак, ставим на вертушку «One Size Fits All» Фрэнка Заппы и предаемся томительной неге. «Господин оформитель», Серебряный век, декаданс, такие уж дела. Олег Тепцов сделал все настолько стильно, воспроизвел эпоху так трепетно, что нам остается только внимать с почтением, качать головой и говорить: «Да, вот это настоящее кино, ни к чему не подкопаешься». А уж какой сценарий написал Юрий Арабов! Как это у него водится, тут нехилые философские дебри. Ставится вопрос о месте художника даже не в нашем бренном мире, а во всей Вселенной; идут размышления о предназначении искусства и, страшно сказать, о человеке, приравнявшем себя к Богу. В общем, есть от чего закружиться голове. Да ведь еще и Сергей Курехин руку приложил, сваял поистине нечеловеческую музыку, и вот когда в финале мы наблюдаем за гибелью героя, эта музыка продирает нас до костей.

Ну ладно. среди прочих точек зрения касательно того, ч т о есть искусство и зачем художники самых разных мастей творят его, не зная сна и покоя, есть и такая: искусство это подражание природе. О’кей. Некоторые говорят — природа, другие говорят — Бог. И уж конечно, мысль о том, что хорошо бы создать нечто такое, чего и Бог не создавал, приходила в голову самым разным больным на всю голову ваятелям. Так и наш Платон Андреевич, чей образ столь точно воплотил на экране Виктор Авилов; задумал Платон Андреевич переплюнуть Бога. И чувствовал, что это ему по силам. Был он молодым, здоровым и талантливым. Был он успешным художником или, если угодно, оформителем. Мысль, которую он забрал себе в голову, точила его подобно червю. Стал он тогда гордым, наглым, дерзким, самоуверенным. И даже когда пришел непростой 1914 год, не перестал лелеять надежду потягаться с Господом. Даже когда впадал в забытье от очередной ампулы, мнил себя богоборцем. Потому что Бог создал жизнь, отделил свет от тьмы, сделал мужчин сильными, а женщин желанными; ну так и что? Неужели наш Платон Андреевич не в состоянии сделать того же?

И он смог. И он наяву встретил свое творение, которое обрело плоть, кровь и сатанинскую сущность (про сущность эту Платон Андреевич за спешкой позабыл). И обернулось сие кошмаром. Знай сверчок свой шесток. Гордыня греет тебя не вечно, потом приходится платить.

Но факты вещь упрямая. Потягался Платон Андреевич с Господом, да и удачно потягался. Мечту свою он осуществил. Тут уже не о славе и не о деньгах дело шло. Тут уже Вечность над ним крыла распростерла. И надо полагать, что остался Платон Андреевич доволен. Да нет! — счастлив! Но так уж устроен художник, что человеческие слабости ему не чужды. Не чужд ему и страх. Потому и струхнул он перед тем, как понял, что достиг невозможного. Но так всегда и бывает: от звука шагов Командора делается зазнайке боязно. А уж что открывается ему, когда шаги стихают, того мы знать не можем. У мертвеца не спросишь.

http://kinogrushko.com/oleg-teptsov-gospodin-oformitel-1988.html#more-2102

Tags: кинодневник
Subscribe

  • ЛАНДРЮ

    1089. КЛОД ШАБРОЛЬ, «ЛАНДРЮ», 1963 26.01.2021, воскресенье, 23:31 Ну что еще я могу сказать о Клоде Шаброле, кроме того, что каждый его…

  • ВЕРНОСТЬ

    1088. НИГИНА САЙФУЛЛАЕВА, «ВЕРНОСТЬ», 2019 24.07.2021, субботка, 09:45 Мне понравился этот фильм. Такая чисто женская рефлексия. Импонирует, что…

  • ИСКУШЕНИЕ МАРИАННЫ

    1087. ФРАНСИС ЛЕРУА, «ИСКУШЕНИЕ МАРИАННЫ», 1973 22.07.2021, четверг, 22:58 Минорная такая эротика, в тусклых тонах. Но погодите! Не так надо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments