fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

425. ЭМИР КУСТУРИЦА, «АРИЗОНСКАЯ МЕЧТА», 1993
18.01.2016, понедельник, 05:54

Вот к 425-ой рецензии добрался я и до Кустурицы. Это странно: я люблю его фильмы и мог бы написать о нем и раньше. Но ладно, сейчас думать нужно не об этом, а о том, что вообще можно сказать о фильме «Аризонская мечта». Эмир Кустурица не так-то прост, смотреть его можно, затаив дыхание и не напрягая мыслительный аппарат, но потом все ж становится интересно: ради чего он нагородил столько безумных фантазий и столь щедро использовал все мыслимые киношные навороты. Давайте подумаем.

Говоря о фильме, я бы поразмышлял о персонажах. Главных героев тут немного, но они поднимают вокруг себя такой сыр-бор, что кажется, будто они странным образом клонировались и их стало в два, а то и в три раза больше. И каждый из них на что-то претендует, как-то мечется внутри предложенной реальности, мучает всех своей активностью. Да, они определенно не тихони. Все в той или иной степени зациклены на себе и стремятся вовлечь в собственное безумие тех, кто попадается под руку. Разумеется, они не адекватны. Зато внушают симпатию. Вот они ссорятся, бунтуют, а мы смотрим и не можем понять, на чьей мы стороне. Мы хотим, чтобы все они воплотили свои мечты. Но послушайте, нужно ли это?

Вот персонаж по имени Аксель. Он немного отличается от остальных. Он, разумеется, тоже малость не в себе, но он не боится признаться в том, что не понимает, как устроена жизнь. В нем смутно шевелятся какие-то желания, но они рождены в нем не от того, что он чем-то недоволен. Аксель это человек, постигающий мир. Ему нужно разобраться в том, что его окружает. Другим же нужно разобраться прежде всего в себе. Поэтому Аксель всей своей сущностью нацелен на развитие, на внутренний рост. Остальные, мечтая каждый о своем, запрограммированы на саморазрушение; от того кое-кто и не доживает до финала. Однако это вовсе не означает, будто Акселю легче. Он бы, может, и выкарабкался, но не таков Эмир Кустурица, чтобы позволять своим героям дышать полной грудью. Кустурица лепит фантасмагорию и абсурд. В таких условиях честный парень Аксель не слишком комфортно себя чувствует. Он живет в реальности, смоделированной воображением Кустурицы, а это не совсем здоровое воображение. (Сейчас вместо слова «воображение» случайно написал «волоброжение». А что? Вполне по Кустурице оговорка.)

И еще я хочу сказать, что «Аризонская мечта» это о конфликтах. Как внешних, так и внутренних. Конфликт это основная движущая сила большинства художественных произведений. Когда есть конфликт, есть и действие, направленное на то, чтобы конфликт исчерпать. Вот герои этим и занимаются. Кто-то остается не у дел, кто-то погибает, а кто-то продолжает копаться в себе. И что это, как не наша жизнь? И что это, как не наш способ существовать в земной юдоли?

http://kinogrushko.com/emir-kusturitsa-arizonskaya-mechta-1993.html#more-2061

Tags: кинодневник
Subscribe

  • СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ

    1091. ФРАНЧЕСКО РОЗИ, «СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ», 1976 30.07.2021, пятничка, 06:32 Вот ведь как итальянцы могут кино закрутить. Поначалу фильм показался…

  • СИМЕОН-СТОЛПНИК

    1090. ЛУИС БУНЮЭЛЬ, «СИМЕОН-СТОЛПНИК», 1965 28.07.2021, среда, 05:42 Замечательный фильм Луиса Бунюэля о святом, жившем в V веке и проведшем 37 лет,…

  • ЛАНДРЮ

    1089. КЛОД ШАБРОЛЬ, «ЛАНДРЮ», 1963 26.01.2021, воскресенье, 23:31 Ну что еще я могу сказать о Клоде Шаброле, кроме того, что каждый его…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments