fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

415. БОРИС БУШМЕЛЁВ, «ВЕЧЕРНИЙ ЛАБИРИНТ», 1980
26.12.2015, суббота, 11:35

В это трудно поверить, но факты вещь упрямая: в 1980 году советский режиссер Борис Бушмелёв снял сюрреалистический фильм.

Это был сюрреализм по-советски — вещь сама по себе уникальная, поскольку аналогов у картины «Вечерний лабиринт» не так уж много. Сюрреализм в СССР, конечно же, был, но он прятался глубоко в подполье, официальное признание отсутствовало. И вот пожалуйста: советский фильм, снятый на государственные деньги; андеграундом и не пахнет. В ролях самые лучшие актеры, среди которых нужно выделить Виктора Ильичёва; он уверенно вошел в именитый актерский состав и сыграл одну из лучших своих ролей.

А в чем сюрреализм? Вообще-то он начинается с первых кадров. Мы видим Владимира Басова, чей герой репетирует речь. Он продвигает проект по внедрению нового аттракциона и превозносит изобретение во всю ивановскую. Изобретение представляет собой лабиринт. Лабиринт это вещь непростая, это, если угодно, символ. Он связан, в том числе, и с подсознанием. Борхес в свое время оттоптался на сей теме так, что после него говорить о лабиринтах было уже неуместно (но только не для прогрессивных советских режиссеров!). Впрочем, герой фильма относится к лабиринту без мудрствования. Да, лабиринт. Штука, сделанная для развлечения. Согласно проекту, внутри лабиринта нужно блуждать 3 часа 18 минут — так рассчитано. К тому же во всех тупиках висят таблички с полезной информацией вроде «Угол падения равен углу отражения». В общем, аттракцион продуман до мелочей, нужно лишь съездить в командировку и подписать документы у начальства.

Далее действие переносится в гостиницу, которая становится для героев лабиринтом похлеще того, что спроектирован на бумаге. Здесь работают странные люди, здесь проживают непонятные постояльцы, а лифт вместо четвертого этажа (куда так надо попасть!) везет почему-то на девятый.

Беготня героев по гостинице носит уже вполне очевидную подоплеку. Тут вроде все понятно, это сатира. Удивительно была устроена советская сатира! Высмеивали и скверных ресторанных работников (в гостинице, кстати, есть ресторан), и скверных гостиничных работников, говорили напрямую, что, мол, нельзя же так с клиентами; и словно об стенку бились, потому что прогресса здесь не наблюдалось. В общем, и в этот раз всех высмеяли, однако зашли в такие дебри, что по коже бегут мурашки: это не простая гостиница, не простой лифт и не простой ресторан. Это, если хотите…

Если хотите, это Кафка в чистом виде. С поправкой на комедийный жанр. Здесь всё так доведено до автоматизма, что система способна мыслить сама по себе, а люди внутри нее это либо роботы, либо мухи, попавшие в паутину. А выглядит сие отнюдь не мрачно, потому что Борис Бушмелёв совсем не хотел нас пугать. Он ведь комедию делал. Копнул-то он глубоко, но без пессимизма. И получился фильм, странный и смешной одновременно. А сегодня еще и незаслуженно забытый.

http://kinogrushko.com/boris-bushmelyov-vecherniy-labirint-1980.html#more-1970

Tags: кинодневник
Subscribe

  • АД

    1057. КЛОД ШАБРОЛЬ, «АД», 1994 11.05.2021, вторнеггг, 05:00 Этот фильм Клод Шаброль снял, отталкиваясь от замысла Анри-Жоржа Клузо; последний снимал…

  • ИСТИНА

    1056. АНРИ-ЖОРЖ КЛУЗО, «ИСТИНА», 1960 08.05.2021, субботка, 02:00 Да, крепко снимал кино Анри-Жорж Клузо в то время, которое нынче кажется чуть ли…

  • ДРОЖЬ

    1055. ДАРИО АРДЖЕНТО, «ДРОЖЬ», 1982 05.05.2021, среда, 04:36 Люблю фильмы про писателей. В них, как правило, не показывают писателя, который…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments