fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:
400. ЛУИС БУНЮЭЛЬ, «МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ», 1969
24.11.2015, вторник, 22:12

Итак, у меня юбилейная, четырехсотая рецензия. И посвятить я ее хочу одному из любимейших режиссеров. Луис Бунюэль; говорить будем о фильме «Млечный путь». И я сразу же приступаю. Сюжет? Двое бродяг идут из Франции в испанский город Сантьяго-де-Компостела. Именно идут — пешком, без поблажек. По пути они видят много странного и встречают разных фриков. Есть сюжетные ответвления, в которых бродяги не присутствуют. Но так или иначе — все сцены фильма связаны с всевозможными ересями, начиная с раннего средневековья и до упора. Собственно, предложенные Бунюэлем сцены эти ереси и иллюстрируют. Бродяги попадают во временную дыру, хотя сами этого не замечают. И сквозь толщу времен мы наблюдаем вереницу еретиков. Они все время спорят на богословские темы. Христос — Бог или человек? Что движет нашими поступками — Божий промысел или наша воля? Какова природа чуда? Всё в таком духе.

Здесь не только еретики. Есть и атеисты и среди них главный атеист — маркиз де Сад (его играет Мишель Пикколи). Встречают наши бродяги и Христа, который здесь ни о чем не печалится, а весело пьет с учениками, превращая воду в вино. Вообще я думаю, что снять т а к о й фильм Бунюэль хотел с тех пор, как сам вступил в конфронтацию с религией. Ему нужно было напрямую, без намеков высказать свою точку зрения. Намеки остались в фильме «Виридиана». Но время изменилось; к тому же Бунюэль приехал во Францию, где никто его по рукам не бил. Вот он и снял, может, не самый свой удачный, но довольно провокационный фильм.

И вот что он сказал по поводу отснятого материала: «С моей точки зрения, ”Млечный путь” ни за, ни против религии. (Тут я старому ворчуну не верю; очевидно, что против. — В.Г.) Помимо показа подлинных доктринерских споров, он представлялся мне прогулкой в область фанатизма, когда каждый всеми силами цепляется за свою частицу истины, готовый убить или умереть за нее. Мне казалось, что путь, который проходят герои, может относиться ко всякой политической и даже художественной идеологии».

И еще, думается мне, что Бунюэль решил продемонстрировать, будто религия в своей основе сюрреалистична. Ибо слишком уж потешно выглядят его еретики и в чересчур нелепые ситуации они попадают. Бунюэль словно говорит нам: Вопросы-то ничтожные; чего тут копья ломать? Вы все равно ничего не поймете, и Бога вы не поймете в том числе, ибо нет в делах Его рационального зерна.

С этим можно не соглашаться (и с моей трактовкой идей режиссера тоже), но сейчас, пересматривая фильм, я увидел именно это.

И напоследок еще цитата из Бунюэля. «Мы начали с долгих изысканий, со “Словаря ересей” аббата Плюке, а осенью 1967 года написали первый вариант сценария. Это происходило в райском уголке — Касорле, в Испании, в провинции Хаен. Мы были одни с Каррьером в горах Андалусии. Дорога упиралась в гостиницу. Несколько охотников уходили утром и возвращались за полночь, принося иногда теплую тушу горного барана. Весь день мы только и разговаривали что о Святой Троице, о двойственности Христа, о чудесах Девы Марии. Зильберман одобрил наш замысел, что показалось нам удивительным, и мы закончили сценарий в Сан Хосе Пуруа в феврале-марте 1968 года». Сказано, по-моему, очень красиво.

http://kinogrushko.com/luis-bunyuel-mlechnyiy-put-1969.html#more-1843

Tags: кинодневник
Subscribe

  • ПАРОМЩИК И ЖЕНЬКА

    ПАРОМЩИК И ЖЕНЬКА ПАРОМЩИК. Возишь вас, возишь, уж пора бы вам всем и кончиться. А всё равно – откуда вы только беретесь на мой паром? Чего дома не…

  • ШАМПАНСКОЕ

    ШАМПАНСКОЕ Да что ж ты за кавалерист, коли дюжину шампанского опростать не в силах?!! Вот я кавалерист! Я, слава богу, на параде в честь водворения…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    ПАПИК СНИМАЕТ ДЕВУШКУ Нинель шла по Невскому проспекту и думала о том, что ужасно хочет новую помаду, но тогда не хватит на абонемент в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments