fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

391. НИКИТА МИХАЛКОВ, «РОДНЯ», 1981
05.11.2015, четверг, 08:43

Итак, Никита Михалков. Я уже говорил, но сейчас повторю еще раз, что я могу не разделять политическую и вообще жизненную позицию иных режиссеров, но вот их фильмы мне нравятся — тут ничего не поделаешь. В случае с Михалковым мое негодование касательно его поведения доходит до предела, особенно в свете последних политических событий. Но так бывает: ты не любишь художника, но любишь его тексты. «Родня», безусловно, текст выдающийся. Он пронизан любовью и оптимизмом. Он затрагивает те же проблемы, что актуальны и сейчас; одна из них — война. Тогда, в 1982 году Михалков намекал на войну в Афганистане, он говорил о том, что невинным и открытым для жизни парням вскоре придется столкнуться со смертью. Сейчас тоже идет война, но Михалков всецело поддерживает политику российских властей, и откуда взялась такая метаморфоза — Бог весть. Впрочем, ладно. Давайте вернемся в 1982 год, во времена эзопова языка, и посмотрим, что там такого Михалков наснимал.

А снял он отменный фильм, который хочется просто смотреть и даже не пытаться как-то его анализировать. «Родня» это такая хитрая мелодрама. Вот семья: три женщины, три поколения, мама, дочка и внучка. В семье не ладится. Дочка рассталась с мужем (причины разлада обозначены пунктиром, они не совсем ясны). Старшее поколение, мама (Нонна Мордюкова) с присущей ей прямотой пытается наставить дочь (Светлана Крючкова) на путь истинный. Она считает, что муж и жена должны жить вместе почти при любых обстоятельствах. Дочь — человек новой формации. Она прогрессивная женщина. Да, она страдает, но предстоящий развод пугает ее не слишком сильно. А следом за ней идет совсем новое поколение — внучка (Федор Стуков) — которое, вероятно, в будущем будет еще более непосредственным. Мать это понимает, но не может этого принять. Тут еще важно, что мать приезжает из деревни, тогда как дочь вполне адаптировалась в городе. Таким образом перед нами не только конфликт поколений, но и столь любимый советскими художниками конфликт города и деревни.

Я обозначил только один сюжетный пласт, хотя здесь их несколько. Они находятся во взаимосвязи, дополняют друг друга и дают четкую картинку. Очень любопытен и фон, стоящий за всеми этими коллизиями. Перед нами шумный город, который не спит круглые сутки. Он именно что шумный, потому что все диалоги сопровождаются типично городскими звуками: грохочут поезда, играет музыка, орет телевизор, гудят застолья, суетятся призывники… Кульминацией этой шумовой фантасмагории становится знаменитая сцена в ресторане, когда происходящее в жизни сливается с происходящим на телевизионном экране (помните эту суматоху — люди пляшут в зале, а в телевизоре стремительно шагает спешащий по своим делам человек?). В общем, приехавшая в город мать совершенно теряется во всем этом безобразии. Она бы так и сгинула, если бы не родные люди, которые населяют этот сумасшедший город. Они приходят на помощь. Ну а снято и сыграно это все с таким лихим куражом, что мурашки бегут по коже…

http://kinogrushko.com/nikita-mihalkov-rodnya-1981.html#more-1753

Tags: кинодневник
Subscribe

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    НОЖ Есть у крутых мужиков обычай — если они покупают нож (а крутые мужики любят покупать ножи), то делают так: на ночь они кладут нож с собой в…

  • КАК КУПЕЦ ВЕЛИЧКО СВОИХ ДОМАШНИХ СТРАЩАЛ

    КАК КУПЕЦ ВЕЛИЧКО СВОИХ ДОМАШНИХ СТРАЩАЛ - По миру пущу! – заревел купец Никита Никитович Величко. Домашние притихли и трепетали, то была минута…

  • ЖЕНИХ И НЕВЕСТА

    ЖЕНИХ И НЕВЕСТА Есть во Владимирской области село Барское-Татарово. Живет там с самого рождения русский писатель Борис Парамонов. С тех пор как жену…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments