fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

362. ЛУИС БУНЮЭЛЬ, «ДНЕВНИК ГОРНИЧНОЙ», 1964
31.08.2015, понедельник, 19:48

Нужно бы мне почаще писать о Бунюэле. Он для меня непререкаемый авторитет и просто один из любимых режиссеров. Я очень хотел бы написать о «Виридиане», потому что мне кажется, что в связи с этой картиной у меня действительно есть умные мысли. Хочется написать об «Этом смутном объекте желания», но прежде я должен прочесть книгу «Женщина и паяц», по которой он поставлен; книга пылится на полке, она небольшая, но вот руки не доходят. «Дневник горничной» тоже поставлен по книге. По одноименному роману Октава Мирбо. Я и этот роман не читал и потому не знаю, много ли Бунюэль и Жан-Клод Каррьер (постоянный соавтор сценариев позднего Бунюэля) здесь изменили. Меня хватило лишь на то, чтобы прочесть аннотации к двум другим версиям «Дневника горничной», но этого недостаточно, чтобы рассуждать о том, как трансформировался из десятилетия в десятилетие один и тот же замысел. В общем, я подхожу к разговору не во всеоружии, и это тем более обидно, что рецензируемая картина Бунюэля у меня одна из самых любимых. Но… Давайте будем говорить о Жанне Моро.

Жанна Моро, собственно, горничную и играет. Время и место действия — глухая французская провинция конца 20-х годов. Все, кто видел Жанну Моро, понимают, что она красавица с норовом. (Она жива, ей 87 лет; дай Бог ей прожить еще много.) Так вот. Такую на кривой кобыле не объедешь. И горничную из фильма соответственно не объедешь тоже. А попадает наша Селестина в тот еще дом. Ну, глава семейства, фетишист, любящий глядеть на ножки в кожаной обувке, это понятно. У Бунюэля по поводу женских ступней определенно был пунктик, и чем больше я смотрю его фильмы, тем больше убеждаюсь, что он и сам подобную красоту боготворил. (Вот что значит католическое воспитание! Когда нет возможности видеть обнаженные плечи или коленки, поневоле воздашь хвалу ступням!) Однако мы отвлеклись. Дочь главы семейства тоже женщина своеобразная; в Селестине она видит соперницу и в общем-то не в восторге от появления новой горничной. Есть еще зять главы семейства (Мишель Пикколи), который блуждает по дому как в воду опущенный, но не забывает прижать Селестину в темном углу. Впрочем, он тюфяк, и Селестина всегда выскальзывает.

Главный же конфликт возникает между Селестиной и дюжим слугой-садистом по имени Жозеф. Он откровенный негодяй, хотя актеру Жоржу Жере удалось создать по-настоящему выпуклый образ. Причем сделал он это так: попросту нагромоздил массу мерзких качеств друг на друга, вот и получился человек из крови и плоти, о котором трудно сказать что-то хорошее. Жозеф доносчик, мужлан, антисемит (даже более — фашист), педофил и убийца. Достойный враг для знающей себе цену Селестины. Впрочем, как у них там в схватке не на жизнь, а на смерть вышло, я рассказывать не буду. Поделюсь только тем, что неприступная горничная Селестина уже после истории с Жозефом вышла замуж хоть и за неплохого, но все же за очень сумасбродного человека вдвое старше ее. И Селестину можно попытаться понять. Жизнь ведь надо как-то устраивать. Хотя сдается мне, что руководствовалась она совсем другой логикой. Какой? А вот этого понять нам не дано. Одному Богу известно, как молодые и красивые выбирают себе муженьков. И кстати, сценой Божьего гнева фильм и завершается. Надеюсь, я вас заинтриговал.

http://kinogrushko.com/luis-bunyuel-dnevnik-gornichnoy-1964.html#more-1506

Tags: кинодневник
Subscribe

  • АД

    1057. КЛОД ШАБРОЛЬ, «АД», 1994 11.05.2021, вторнеггг, 05:00 Этот фильм Клод Шаброль снял, отталкиваясь от замысла Анри-Жоржа Клузо; последний снимал…

  • ИСТИНА

    1056. АНРИ-ЖОРЖ КЛУЗО, «ИСТИНА», 1960 08.05.2021, субботка, 02:00 Да, крепко снимал кино Анри-Жорж Клузо в то время, которое нынче кажется чуть ли…

  • ДРОЖЬ

    1055. ДАРИО АРДЖЕНТО, «ДРОЖЬ», 1982 05.05.2021, среда, 04:36 Люблю фильмы про писателей. В них, как правило, не показывают писателя, который…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments