fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

355. КЛОД ШАБРОЛЬ, «МЯСНИК», 1970
19.08.2015, среда, 05:09

Очень давно хотел написать о «Мяснике» Шаброля. «Мясник» это такой незаметный шедевр; фильм почти что камерный, снят скупо, а скрыто в нем довольно много всего. Из того, что я видел у Шаброля, «Мясник» показался мне самым убедительным фильмом, а ведь Клод Шаброль снял еще много хороших картин. Этот фильм мрачен и невесел, но он вряд ли отпугнет натур чувствительных. Шаброль чувствует меру и не перегибает палку. Он рассказывает философскую страшилку, углубляясь в такие детали, которые поднимают целый корпус различных проблем. Действие картины разворачивается в маленьком французском городке (Шаброль это любит). Все друг друга знают; впрочем, сплетничают здесь мало — во всяком случае режиссер этого не показывает. Он знает, что сплетни это не самое страшное, что случается в маленьких городках. Есть вещи и похуже.

Местный мясник (Жан Янн) трогательно ухаживает за молоденькой школьной директрисой и учительницей (Стефан Одран). Они симпатизируют друг другу, но до интимной близости дело у них почему-то не доходит. Параллельно в городке орудует маньяк, он убивает молоденьких девушек, причем, что характерно, только убивает, но не насилует.

Итак. Самая распространенная интерпретация сводится к тому, что в тихом и уютном городишке есть некто, кто выпускает наружу свои первобытные инстинкты. Недаром в фильме есть сцены в пещерах с наскальной живописью, оставленной кроманьонцами. Однако тут возникает вопрос: разве первобытный инстинкт сводится к тому, что нужно мочить друг друга почем зря? По-моему, нет. Убивать целесообразно ради выгоды, которую наши пращуры видели, к примеру, в добыче еды. Насилие свершалось также для удовлетворения сексуальных потребностей. Но убийство просто ради удовольствия это нонсенс даже для первобытного человека. И тем не менее режиссер говорит о том, что маньяк плох только тем, что он маньяк. В обычной жизни он милейший человек. Следовательно, мы должны признать, что, будучи добропорядочным горожанином, он себя сдерживает. Но все время он сдерживать себя не может. Настает час, и он идет в лес с ножом.

И на фоне всего этого платонические отношения между девушкой и мясником тоже выглядят противоестественными. Они взрослые люди, они друг другу нравятся, но зачем-то они ограничивают себя в удовольствии и не хотят любить друг друга по-настоящему.

Такие вот тайны хранит французская провинция. Это тихий омут, в котором тихо только до поры. Рано или поздно наступает момент истины. И истина эта страшна и трагична. Так мыслил мироустройство крупнейший французский кинорежиссер Клод Шаброль.

http://kinogrushko.com/klod-shabrol-myasnik-1970.html#more-1442

Tags: кинодневник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • БЕЛЬФЕГОР - ПРИЗРАК ЛУВРА

    1126. ЖАН-ПОЛЬ САЛОМЕ, «БЕЛЬФЕГОР – ПРИЗРАК ЛУВРА», 2001 26.10.2021, вторник, 23:25 Типичное кино для семейного просмотра, а французы умеют стряпать…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    НОЖ Есть у крутых мужиков обычай — если они покупают нож (а крутые мужики любят покупать ножи), то делают так: на ночь они кладут нож с собой в…

  • КАТАЛА

    1125. СЕРГЕЙ БОДРОВ-СТАРШИЙ, АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ, «КАТАЛА», 1989 24.10.2021, воскресенье, 19:03 В детстве я увлекался игральными картами. Не в том…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments