fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Category:
320. СЕРГЕЙ ПАРАДЖАНОВ, ДАВИД АБАШИДЗЕ, «ЛЕГЕНДА О СУРАМСКОЙ КРЕПОСТИ», 1984
08.06.2015, понедельник, 01:45

В чьих-то воспоминаниях (вот к стыду не помню, в чьих!) о Параджанове я читал, что даже снимая кино в паре, он никого не подпускал к творческому процессу. Мир Параджанова это мир красивых людей и предметов. Говоря о нем, мы должны ставить между людьми и предметами знак равенства. Отчего его герои так красивы? Они очень нарядно одеты. Их пальцы в перстнях, шеи в ожерельях, головы в самых немыслимых уборах. Параджанов любил красивые вещи. В тех же воспоминаниях я прочел, что все драгоценности в его картинах были настоящими. Камни не были поддельными: нужен янтарь — Параджанов брал янтарь. Нужна бирюза — брал бирюзу. Оружие тоже брал настоящее — Бог знает, из каких коллекций. И вот все это великолепие: ковры, блюда, чаши, кинжалы — все это играло в его картинах роль, не меньшую, чем люди. Отсюда и кадры, на которых людей вообще нет: например, кадр с весами и двумя пригоршнями золотых монет. Или ковер, на нем кинжал, гранат и голубка. И это давало необходимый эффект. «Легенда о Сурамской крепости» очень красивый фильм. Потому что Параджанов эту красоту чувствовал. Его трудно упрекнуть в безвкусице.

Был он весел и вспыльчив одновременно. Был капризен. Хотел два десятка верблюдов в картину. Ему привели только трех, он топал ногами и орал… Это я тоже почерпнул в упомянутых воспоминаниях. Зато с овцами в СССР дефицита не было. В итоге Параджанов загнал в картину стадо овец. С лошадьми дело тоже обстояло проще, чем с верблюдами. Но уж лошади были отменными. У Параджанова они гарцуют, демонстрируя свою стать; ими невозможно не любоваться. Разумеется, он не мог обойтись и без колоритных физиономий. Давид Абашидзе, заявленный как второй режиссер-постановщик, сыграл в фильме сразу две роли. Он чрезвычайно колоритен. Его лицо хитро и лукаво. Он сыграл волынщика, и волынка, из которой он извлекал звуки, не была поддельной. То была настоящая старинная грузинская волынка. Но это опять к разговору о предметном мире в кино Параджанова…

Нужно сказать и о его киноязыке. Параджанов это почти всегда резкий монтаж. Его фильмы как лоскутное одеяло, при этом каждый кадр-лоскуток — произведение искусства. И здесь Параджанов шагнул гораздо дальше своего вечного соперника Пьера Паоло Пазолини. То, что Пазолини только наметил в своих античных и средневековых картинах, Параджанов довел до совершенства.

А еще он был горазд на хитрости. Как разрушить крепость? Как заснять падающие стены? Очень просто. Надо снять отражение крепости в зеркале и зеркало разбить. Как показать, что девушка постарела? Нужно выстроить кадр, в котором одна актриса будет заслонять другую, и попросить их двигать головами, словно это не головы, а маятники из часового механизма. Да, Параджанов был изобретателен. Весельчак и капризуля. Матерый художник и наивный ребенок в одном лице.

Tags: кинодневник
Subscribe

  • ЗВЕРЬ С ХОЛОДНОЙ КРОВЬЮ

    1122. ФЕРНАНДО ДИ ЛЕО, «ПАНСИОНАТ ЭРОТИКА, ИЛИ ЗВЕРЬ С ХОЛОДНОЙ КРОВЬЮ», 1971 20.10.2021, среда, 18:59 Ну вот, командантес и компаньерос, у нас…

  • КОЛДУНЬЯ

    1121. АНДРЕ МИШЕЛЬ, «КОЛДУНЬЯ», 1956 18.10.2021, понедельник, 10:30 В СССР этот фильм был культовым по трем причинам. Он снят по повести Куприна…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    338. АМОС КОЛЛЕК, «БЕЗУМИЕ УЛИЦ», 1986 16.07.2015, четвергъ, 02:56 Я очень люблю, когда персонажи из двух заветных миров сходятся в одной точке.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments