fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:
308. МИКЛОШ ЯНЧО, «СЕРДЦЕ ТИРАНА, ИЛИ БОККАЧЧО В ВЕНГРИИ», 1981
19.05.2015, вторник, 02:58

Этот фильм почти целиком снят в павильоне, что для Янчо не слишком характерно. Янчо нужен простор, ему нужны километры натуры, чтобы актеры бродили по полям взад-вперед, изредка попадая в объектив камеры. А тут сплошные декорации, да еще и темные тона. В названии картины заявлен Боккаччо, но Янчо играет, скорее, шекспировскую тему. Его фильм это вариации на мотивы «Гамлета». Молодой венгерский дворянин возвращается из Италии в Венгрию. Его сопровождает труппа итальянских актеров во главе с веселым лицедеем, которого играет Нинетто Даволи. Дворянина зовут Гашпар. Гашпар узнаёт, что его отца задрал на охоте медведь. Теперь в доме верховодит младший брат отца. А мать Гашпара, не сумев пережить смерть мужа, утратила дар речи и слух…

Таким образом Гашпар становится Гамлетом поневоле. Как и Гамлет, он ни в чем не может разобраться. Кругом актеры, девушки, негодяи, турки, итальянцы и венгры. Но Гашпар не спешит действовать. Он — пассивный Гамлет. Не владеет мечом, да и не хочет устраивать кровавую баню. К тому же он попадает в не совсем обычную реальность. Реальность, придуманная Янчо, это буффонада. Здесь непонятно, где интрига, а где актерский трюк. Все герои что-то говорят, но все лгут. Не от того, что хотят запутать Гашпара. Просто это предусмотрено правилами. Здесь невозможно находиться в своей тарелке. Мир скукожился до размеров маленького павильона, внутри которого очень жарко от страстей, слов и желания солгать. Актер может быть негодяем, негодяй может оказаться твоим отцом, а ты сам уж и не ведаешь, кто ты — турок, итальянец или венгр; Боккаччо или Шекспир.

Разумеется, здесь невозможно понять, в какое время ты живешь. Быть может, это век Боккаччо, то есть XIV. Или век Шекспира — XVI и XVII. А то и вообще древние гамлетовские времена. Здесь так принято.

От актеров рябит в глазах. Каждый пытается сыграть свою сценку. А ведь актеры в этом котле не в чести. Негодяи то и дело их шельмуют, но только для того, чтобы тоже в какой-то момент стать лицедеями. Пуще других старается итальянец, которого играет Даволи. Вот он, в отличие от Гашпара, пытается понять, что к чему. Но всё тщетно…

А страсти кипят отнюдь не веселые. Здесь даже если и смеются, то из глаз льется кровь, а не слезы. И мелькание масок никак не скрашивает таких простых и таких сложных человеческих страданий. Миклош Янчо разыграл крайне душещипательную историю. Историю о лживой сущности актерского начала и об актерской природе лжи. Наверное, он хотел сказать еще и о том, что, исключив из своей жизни прозу, никто не застрахует себя от самых неожиданных потрясений. В картине Янчо нет ни слова прозы. Все очень красиво и в высшей мере поэтично. Но вот легче от этого не становится.

Tags: кинодневник
Subscribe

  • КТО?

    1120. ЛЕОНАР КЕГЕЛЬ, «КТО?», 1970 14.10.2021, четверток, 05:23 Обожаю, когда остросюжетное кинцо начинается с фанковой проходочки на бас-гитаре. Тут…

  • СТАРШАЯ СЕСТРА

    1119. ГЕОРГИЙ НАТАНСОН, «СТАРШАЯ СЕСТРА», 1966 10.10.2021, воскресенье, 06:47 Главную героиню зовут Надежда, вот она весь фильм и надеется. Но себе…

  • ПРОГЛОТ И ДЕВЧОНКИ

    1118. СКАЙ БРАБАНД, «ПРОГЛОТ И ДЕВЧОНКИ», 2021 08.10.2021, пятничка, 03:37 Как я не искал, но адекватного фото к фильму «Проглот и девчонки»…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments