fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

295. АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ, «НОСТАЛЬГИЯ», 1983
22.04.2015, среда, 07:34

Передо мной стоит крайне непростая задача. «Ностальгия» фильм сложный и путаный, как и все фильмы Тарковского. Истинный посыл автора угадать невозможно; тщательный анализ приоткроет завесу над тайной лишь слегка; в общем, куда ни кинь — всюду клин. К тому же об этом фильме довольно много написано и без меня. Но говорить о чем-то надо, поэтому вот мои мысли и впечатления; чем богаты, тем и рады.

Тарковский начинает с того, что рушит устоявшийся стереотип. Все мы читали об Италии, видели Италию в кино, а кто-то там побывал. В нашем представлении Италия это страна, где тепло и светит солнце. Что же мы наблюдаем у Тарковского? Сплошной туман. Ни единого солнечного луча. Пасмурно, зябко и хреново. Писателю Горчакову все это на фиг не нужно. Италия его не радует, и все же он отсюда не уезжает. Конечно, многие ищут ответ в названии фильма. Дескать, Горчакова одолевает ностальгия. Может, оно и так, но Тарковский ведь тоже хитер. Об истинных чувствах героя догадаться трудно, его мотивации не всегда понятны. Например, отчего он ведет себя почти как аскет? Это он по натуре такой замкнутый, или действительно замучен меланхолией? Его характер показан в развитии, что еще больше усложняет дело. Ведь он из просто хмурого дядьки превращается чуть ли не в сумасшедшего — только сумасшедший согласился бы исполнить просьбу блаженного Доменико.

Тут мы подходим к другой, не менее важной мысли. Где грань между светлым разумом и больным сознанием? Нет этой грани. Доменико со всеми своими грехами разумнее многих других. И в тот миг, когда Горчаков начинает свой ход со свечой, зритель меньше всего думает о том, что у писателя съехала крыша. А относительно Доменико нужно сказать, что его прощальная проповедь звучит весьма убедительно. Он говорит разумные вещи. Да, он совершает самоубийство, но причины тому могут быть разными, и они опять-таки не совсем понятны.

Теперь о загадочной русской душе. Переводчица Эуджения, разумеется, не может понять многого. Почему интеллигентный писатель Горчаков не захотел смотреть на Мадонну дель Парто? Что ему стоило выйти из машины и дойти до церкви? В том-то и дело, что ему это ничего не стоило. И он не захотел. Точно так же Эуджении не понять, отчего композитор Сосновский запил в далекой России. Это нам просто понять и принять сей факт. Ну вернулся человек из Италии и тут же запил. Что тут удивительного? В общем-то ничего.

А больше всего Эуджению бесит, что Горчаков ей пренебрегает. Ну хорошо, он верный муж, но жена-то далеко — можно в конце концов ему расслабиться? Можно-то можно, да вот не хочет. Русская душа.

Но между прочим Эуджения и своего соотечественника Доменико не понимает. А вот Горчаков в итоге становится его соратником. То есть он видит гораздо дальше, и это при том, что итальянцы ему чужие…

Да, тут можно долго думать и ни до чего не додуматься. Но вопросы поставлены. Рано или поздно кто-то на них ответит. А кто-то ему возразит. И завяжется спор, в котором, возможно, родится истина.

Tags: кинодневник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • АКТЕРЫ

    1123. БЕРТРАН БЛИЕ, «АКТЕРЫ», 2000 22.10.2021, пятничка, 20:09 Ну что ж… За моим «ну что ж» скрывается некая усталость от бесконечного написания…

  • ЗВЕРЬ С ХОЛОДНОЙ КРОВЬЮ

    1122. ФЕРНАНДО ДИ ЛЕО, «ПАНСИОНАТ ЭРОТИКА, ИЛИ ЗВЕРЬ С ХОЛОДНОЙ КРОВЬЮ», 1971 20.10.2021, среда, 18:59 Ну вот, командантес и компаньерос, у нас…

  • КОЛДУНЬЯ

    1121. АНДРЕ МИШЕЛЬ, «КОЛДУНЬЯ», 1956 18.10.2021, понедельник, 10:30 В СССР этот фильм был культовым по трем причинам. Он снят по повести Куприна…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments