fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

288. ЕВГЕНИЙ КАРЕЛОВ, «СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА», 1968
11.04.2015, суббота, 10:28

Говоря об этом фильме, нужно сделать акцент вот на что. Снят он давно, очень давно, и со временем отношение к происходящему на экране сильно изменилось. Я не знаю и даже не берусь строить догадки относительно того, как зритель воспринимал картину в 1968-м. Тогда ведь социализм строили, или коммунизм, или еще хрен знает что. Тогда боец Красной армии априори считался героем. Тогда Ленина обожали, и все такое… Так что и не разобрать теперь, что в голове у зрителя было. И вот вчера вечером мы с мамой посмотрели фильм. Обратили внимание на фамилии сценаристов — Юлий Дунский и Валерий Фрид. Ага, люди, побывавшие в лагерях. Ну и постарались мы трезво взглянуть на происходящее. И что же увидели?

(Напомню, что в основе сюжета — взятие красными Перекопа и переход через Сиваш.)

Красные очень напоминают идиотов. Вот Анатолий Папанов; он играет командира полка. Он ведь переигрывает откровенно. Слишком смачная речь, изобилующая украинизмами; слишком большие усы. Вот Ролан Быков, непоседа, непоседу и сыгравший. Только орать и горазд. А как заведет свою шарманку — хоть уши затыкай. На их фоне герой Янковского смотрится как древнегреческий философ. Но у него и роль немного другая — он лирик, очутившийся в рядах Красной армии. А эпизодическая роль Аллы Демидовой? Я имею в виду женщину-комиссара. Ну видно же, что у этой женщины крыша напрочь съехала. Да, ее пытали белые, и теперь она шарахнутая. Но эта шарахнутая, на минуточку, распоряжается людскими жизнями. Может расстрелять кого захочет. То есть: у психически больного человека есть право казнить. И это называется Красная армия?

Теперь белые. Тоже не самые дальновидные вояки. Но тут своя свадьба. В центре поручик Брусенцов (Владимир Высоцкий) и сестра милосердия Сашенька (Ия Саввина). Самые симпатичные герои. Оба играют отлично. Высоцкий одновременно мечтателен и трезв. Он всё понимает. Он понимает, что красные белых из Крыма выдавят. И на этом фоне он переживает личную трагедию. Трагедию человека, который вынужден покинуть Россию. И для пущей убедительности, авторы запускают пронзительную сцену расставания Брусенцова с любимым конем, которого не берут на пароход и который прыгает с причала в воду на глазах у несчастного Брусенцова. Вот кого по-настоящему жалко. Коня! На фоне этой трагедии смерть красноармейца Некрасова (от руки того же Брусенцова) не кажется такой ужасной. Парадокс; страшный парадокс!

Я помню, как Высоцкий с пластинки рассказывал о роли Брусенцова. Как он говорил, что наконец-то играет по-настоящему интересный характер. А потом фильм вышел, и Высоцкий уже с другой пластинки с сожалением говорил о том, что почти половину роли вырезали. С сожалением ли? Скорее, с ужасом. Эти чиновники коммунизм строили, им метания белого офицера на хрен не нужны были… Вот такая история. Воистину пути искусства неисповедимы — со временем такие фильмы как этот делаются только лучше. Прям драгоценные вина, как однажды Ахматова заметила. Она это не о кино говорила, а о стихах, но время кино со стихами уравняло. И слава Богу.

Tags: кинодневник
Subscribe

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    Не преминув засунуть нос В чертог Божественной Венеры, Прелат нащупал абрикос Под ожерельем королевы. Но так и не узнал прелат, Куда девалась мышь,…

  • ВЕСЕЛЕЙШЕЕ ДВУСТИШИЕ

    Говорят, Эмиль Золя В сутки жил на два рубля.

  • (no subject)

    Слова к ненаписанной песне Мадам, садитесь в кресло, Обсудим Гюисманса, Придержим наши чресла До третьего романса. Ну а покамест трюфли И утка…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments