fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:
279. ПЬЕР ПАОЛО ПАЗОЛИНИ, «МЕДЕЯ», 1969
25.03.2015, среда, 08:44

«Медея» Пазолини это прекрасный образец поэтического кино. Таких фильмов много было в 60-е. И много было картин об Античности, Средневековье и т.д. Они выгодно отличались от откровенно коммерческих исторических лент. Помнится, как-то я говорил о картине Дино Ризи «Дагобер». В тот раз мне не удалось сформулировать то, что я попытаюсь сформулировать теперь. А идея такова. Представьте себя даже не фильм, а роман об Античности или Средневековье. Представьте такую фразу: «Однако ж я вижу, ты не робкого десятка, подмастерье. Держу пари, сам дюжий Сэмкин Эйлвард улепетнул бы от твоего меча. А не пропустить ли нам по такому случаю по кружке у старины Лоузи? Тут уж я тебе форы не дам!» Подобным образом герои разговаривают, к примеру, в исторических романах Конан Дойля. И это делает романы неправдоподобными, потому что во времена Средневековья никто так не разговаривал. Люди жили совсем другими категориями, они не могли мыслить так, как мыслили люди в Новое время. И это очень хорошо понимали такие художники как Пазолини. Поэтому в их фильмах подобных непринужденных высказываний почти нет. Эти высказывания характерны, скорее, для комедийных лент вроде «Дагобера» Дино Ризи.

Следовательно, Пазолини сотоварищи пытались показать истинное Средневековье или Античность. Пытаться-то пытались, но сделать этого никак не могли, хотя и штудировали труды известных ученых типа Хёйзинги или Элиаде. Потому что невозможно с точностью показать в фильме то, чего сам никогда не видел. А Античность видели лишь те, кто жил внутри нее, но никак не Пазолини. И вот режиссеры выкручивались. Они делали поэтическое кино. Вроде бы оно отличалось от коммерческих поделок. Вроде бы оно претендовало на то, чтобы казаться максимально правдоподобным. И все же таковым не являлось. Но это было и хорошо, поскольку фантазия у режиссеров работала прекрасно. В итоге выходило нечто совершенно уникальное, примеры чему мы видим, вникая в киноязык Пазолини, Параджанова или Миклоша Янчо.

Лучшие сцены картины «Медея» разворачиваются в Колхиде. Вот где Пазолини дал волю фантазии. Костюмы, реквизит, своды храма (на стенах можно увидеть лики православных святых… Отчего? — снимали в Турции, в разрушенном монастыре, и для Пазолини это не случайно) — всё уникально. Обратим внимание на сцену жертвоприношения. Парень, которого хотят принести в жертву, улыбается и радуется. Он не испытывает страха. В античной Колхиде так и должны были обстоять дела. Другие категории, другие взгляды, другое отношение к собственной жизни…

Коротко говоря, Медея это некий документ. Пазолини шел от противного. Всё не так, как в наше время. Представления художника о древности плюс его сны, видения и фантазии. Ладно. Мария Каллас в роли Медеи только прибавила в этот фантастический мир экспрессии. Ее Медея оттолкнула от себя все рациональное и бросилась в пучину страсти. Так родилась трагедия, которую и хотел показать Пазолини. И эта трагедия, отсылающая нас к незапамятным временам, способна испугать и сегодня. Античность это время, когда понятие ужаса прочно вошло в человеческую жизнь. И с тех пор этот ужас нас не покидает. Но ведь осталась и красота, под чье обаяние трудно не попасть, глядя такие шедевры как «Медея».

Tags: кинодневник
Subscribe

  • ФРЕДДИ КРЮГЕР

    ФРЕДДИ КРЮГЕР слова для песни Только выпил пива, Лёг под одеяло, Загодя пописал И почистил зубы. Снова Фредди Крюгер, Со своей перчаткой, Скачет…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    ЧЕМОДАНИЩЕ — Едет Проша домой — В МАГАДАНИЩЕ. И везет он с собой ЧЕМОДАНИЩЕ. — Что в чемодане? — Вопрос! — Отвечайте, прошу вас, всерьез. — Ну,…

  • ЭПИГРАММА

    ЭПИГРАММА В дельте реки Невы Люди играли ска, Круто срубили бабла, Вот тебе и весь сказ. Такое говёное ска, Кто-то втыкал на Гоа, А кто-то пил в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments