fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

277. ПИТЕР ГРИНУЭЙ, «ОТСЧЕТ УТОПЛЕННИКОВ», 1988
21.03.2015, суббота, 08:48

Вот фильм, сложный для понимания. То есть сама история незамысловата, но тон картине задает визуальный ряд. Всюду символы, да еще и цифры понапиханы. (Буквально: всю дорогу мелькают цифры от единицы до ста.) Зачем? Ну, такой уж, видно, человек Гринуэй, чтобы все усложнять. А сам по себе фильм — типичная черная комедия на тему бессмысленных убийств, совершаемых безумной семейкой. Тема разработанная. Есть ведь и другие фильмы со схожими сюжетами. Тоже злые и абсурдные. За примерами далеко ходить не надо — не так давно я говорил о «Холодных закусках» Блие. И в принципе понятно, почему разные режиссеры в это безумие вписываются: жизнь коротка, а юмор висельника ее скрашивает.

В картине Гринуэя интересен и другой пассаж. Здесь со смертью соседствует похоть. Причем, как это часто бывает, в дураках оказывается мужчина. Право слово, если б по воле режиссера вышло наоборот, и надутой оказалась бы женщина, было б не так все предсказуемо. О надутом мужчине в свое время снял блестящий фильм Бунюэль и тему исчерпал. Я говорю об «Этом смутном объекте желания», который в моей кинотабели о рангах занимает едва ли не первое место. И вот поскольку все эти мужские потуги знакомы мне и по кино, да и просто по жизни, многое в истории Гринуэя мне показалось ясным. Хотя, конечно, я не берусь утверждать, что я все понял. Быть может, и не понял, однако ж кое-какую мысль выскажу.

Гражданину и патологоанатому Мэджетту следовало бы быть пощедрее. Ну да, три чокнутые бабы дали ему от ворот поворот. При том ведь знали, что Мэджетт опасен. Ему бы простить их и уехать с сыном от греха подальше. А он возьми да и намекни: дескать, могу заложить. Ну и дурак. Справедливости ради отметим, что мои домыслы не бесспорны. Уехав, Мэджетт нарушил бы правила игры, которые придумал не он и даже не три злые тетеньки. Эти правила изобрел автор картины. Это он поместил Мэджетта в дичайшую реальность, где можно плодить утопленников. И это он сделал Мэджетта безвольным. То есть данный фильм совсем не тот случай, когда персонажи играют вопреки правилам, установленным авторами. Гринуэй здесь царь и Бог. А Мэджетт раб и червь.

Разумеется, надо пару слов сказать о его сумасшедшем сынишке. Впрочем, что тут скажешь. Это ведь именно благодаря ему в картине столько цифр и идиотских состязаний. Сын хочет подчинить хаос гармонии и проигрывает по полной. С такими вещами шутить опасно. И коль скоро он не навел порядка в своей собственной комнате, то откуда возьмется порядок за ее пределами?

Вероятно, я говорю сейчас сплошными загадками. Вопреки своему обыкновению я почти не обнажил ни одного сюжетного хода. Ну это уж так буквы на клавиатуре повели. Это ничего. А фильм замечательный, даже выдающийся. Горячо рекомендую.

Tags: кинодневник
Subscribe

  • БОЛЕСЛАВ И ГРЕТА

    БОЛЕСЛАВ И ГРЕТА Болеслав сидит на каменной изгороди и ест печеную картошечку из Макдональдса, макая ее в горчичный соус. Внушительный двойной…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    ЗАЗИ-ЧУТ ЖЕНИХ. Здравствуйте. РОДИТЕЛИ. Здравствуйте. ЖЕНИХ. Я пришел просить руки вашей дочери. РОДИТЕЛИ. Очень хорошо. Мы о вас наслышаны. ЖЕНИХ.…

  • КОНИНА

    КОНИНА Эту ночь Вакула-Нищий провел в квартире-мастерской на Ольги Форш, и отнюдь не потому, что изменял жене; вовсе нет, он крепко спал один на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments