fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

274. ВЛАДИМИР БОРТКО, «МАСТЕР И МАРГАРИТА», 2005
14.03.2015, суббота, 00:47

«Мастер и Маргарита» Владимира Бортко фильм нашумевший; теперь все за суетой подзабыли, какие баталии гремели в 2005-м, когда картину в течение почти двух недель показывали по каналу «Россия». Было очень много разгромных рецензий; журналисты же с упомянутого канала, напротив, всячески фильм превозносили, да и сам Бортко держался нагло и уверял, что сделал всё именно так, как хотел. Сторонники фильма перебирали предыдущие киноверсии романа Булгакова и неизменно говорили, что Бортко превзошел всех. Мне это было тем более обидно слышать, поскольку один из тех фильмов снял Анджей Вайда, а в другом сыграли Уго Тоньяцци (Мастер) и Ален Кюни (Воланд). Теперь же я думаю, что, грубо говоря, все кинопостановки «Мастера и Маргариты» неудачны, и ниже попробую объяснить, почему так считаю. А к сказанному выше добавлю, что мне запомнилось выступление на «Эхе Москвы» смертельно больного и от того очень гневливого Ивана Дыховичного, который буквально орал в микрофон о том, что фильм провальный. Запомнилась шутка какого-то остряка, заявившего, что даже в картине «Приключения Буратино» говорящий сверчок выглядит убедительнее, чем кот у Бортко. Ну и телепередача журналиста Киселева, в которой Олег Басилашвили и Мариэтта Чудакова изрядно отругали дьякона Андрея Кураева.

Так вот. Почему ставить «Мастера и Маргариту» так сложно? Мой ответ таков. Текст романа перенасыщен событиями, которыми при написании сценария нельзя пренебрегать. В романе слишком много действия, там постоянно что-то происходит. Все это невозможно всунуть даже в десять серий. Другое дело — фильм по мотивам романа. Но это ведь совсем не то, чего ждут зрители. Приведу пример. Есть хороший фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Что он сделал? Он выкинул из романа Дюма ровно три четверти сюжетных линий. Вы помните роман? Там приключений раз в десять больше. Но и этого оказалось мало. Режиссер выкинул больше половины героев. У него там за всех противников Д’Артаньяна один де Жюссак отдувается, хотя у Дюма всё это разные персонажи. Не говоря уж о том, что в сценарий не вошли слуги мушкетеров. Их словно и не было. В общем, выкинули всё, что было можно. И на основе перенасыщенного событиями романа сняли отличный фильм.

С романом Булгакова так поступить нельзя. А роман этот еще и так хитро устроен, что никак не хочет ложиться на кинопленку. Ну не хочет, и всё тут! Но упрямого Бортко это не остановило. И что в итоге?

В итоге зрители отмечают, что у фильма есть сильные стороны, но есть и слабые. Лавров и Басилашвили сыграли очень хорошо, но на Пилата и Воланда не потянули попросту в силу возраста. Опять же кот. Зато шикарен Абдулов. Шикарны Галибин и Галкин. То есть непонятно, чего больше — удачного или неудачного.

И это очень плохо. Потому что в хорошем фильме должно быть идеально абсолютно все. Вот как в картине «Собачье сердце». Но войти дважды в одну реку Владимиру Бортко не удалось.

мастер и маргарита
Tags: кинодневник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ПАРОМЩИК И ЖЕНЬКА

    ПАРОМЩИК И ЖЕНЬКА ПАРОМЩИК. Возишь вас, возишь, уж пора бы вам всем и кончиться. А всё равно – откуда вы только беретесь на мой паром? Чего дома не…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    ВАМ НУЖНО ПРОГЛОТИТЬ ЗОНД - Вам нужно проглотить зонд. - Это конечно. Это я с удовольствием. - Я назначаю вам завтра на девять тридцать. С утра…

  • ХАРЛЕЙ ДЭВИДСОН И КОВБОЙ МАЛЬБОРО

    1092. САЙМОН УИНСЕР, «ХАРЛЕЙ ДЭВИДСОН И КОВБОЙ МАЛЬБОРО», 1991 02.08.2021, понедельничек, 01:02 Ну-с так... А вы, командантес и компаньерос, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments