fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:
268. СЕРГЕЙ СНЕЖКИН, «НЕВОЗВРАЩЕНЕЦ», 1991
01.03.2015, воскресенье, 19:07

Крайне актуальный для дня сегодняшнего фильм. Мрачное пророчество на тему национальной идентификации. Несмолкаемый спор о том, что предпочтительнее — сильная рука или бардак. Сильную руку олицетворяют военные, задумавшие государственный переворот. Им не нужен явный бардак, появившийся после Перестройки. И им не нужен бардак замаскированный, в котором народ прожил 70 с лишним лет. В общем, военные собираются делать из СССР полицейское государство. С этим не хочет примириться главный герой картины — прогрессивный тележурналист в исполнении Юрия Кузнецова. А на дворе, напомню, 1991 год, и реальность для многих беспросветна. Плохие времена нужно пережить. Мы их пережили, но во имя чего? Впрочем, создатели фильма так далеко не заглядывали.

Персонаж у Юрия Кузнецова непростой. Этот человек, тележурналист, не просто погулять вышел. На нем тяжкий груз. Он чувствует себя причастным. К чему? Ко всем бедам, через которые прошла Россия с момента штурма Зимнего. Тележурналист словно повесил все эти грехи на себя. Он думает не о своей шкуре, а о том, как жить дальше. И куда ни кинь, всюду клин. Никак не жить дальше. Будущее беспросветно. Ему в руки попадают документы с планом предстоящего переворота. Появляется конкретная задача. С документами нужно как-то поступить. А как? Ну совершенно неясно. Хочется делать добро, но ведь зло давно победило. Грязь и нищета. Журналист крутится как уж на раскаленной сковороде и мысленно соглашается с внутренним приговором. Громкая сенсация обернется смертью. И выхода нет.

Такие фильмы как «Невозвращенец» принято называть чернухой. Это правильно. Но это не от того, что в них показана неприглядная реальность. Это потому, что авторы ставят своих героев в такие условия, в которых им некуда деваться. Давайте оглянемся назад. Ведь фильм был пророческим. Путч состоялся. Что мы можем вспомнить, ведя отсчет с 1991 года? Чего было больше — хорошего или плохого? Неясно. Была просто жизнь. И была смерть. И впереди будет то же самое. Об этом и написал свою повесть Александр Кабаков; и Сергей Снежкин об этом снял фильм.

На фоне сказанного бесконечные споры между оппозицией и сторонниками власти кажутся бессмысленными. Жизнь это философская категория, не так ли? Она сама расставит все по местам. В пекло лезть ни к чему. В 1991 кому-то было стыдно за страну, и от того возникали мысли о перевороте. Теперь, наоборот, все стали шибко гордыми. Перемены не нужны. Минус стал плюсом. Но как это произошло? А никак. Просто людям об этом сказали, а люди и поверили. Всё как в 1991-м.

Иные фильмы создаются не столько для эстетического удовольствия, сколько для хорошей головомойки. Многим сегодня кажется, что Кабаков в свое время написал несусветную дичь. С позиций дня сегодняшнего, когда реакция трубит Викторию, так думать удобно. Может быть. Но я не на стороне реакции, а подбирать другое слово для обозначения генеральной линии власть имущих я не хочу и не умею. Я верю авторам фильма «Невозвращенец», и их тогдашний порыв, направленный на противостояние гнету, произволу и триумфу серых кардиналов, меня бесконечно радует.

невозвращенец
Tags: кинодневник
Subscribe

  • АД

    1057. КЛОД ШАБРОЛЬ, «АД», 1994 11.05.2021, вторнеггг, 05:00 Этот фильм Клод Шаброль снял, отталкиваясь от замысла Анри-Жоржа Клузо; последний снимал…

  • ИСТИНА

    1056. АНРИ-ЖОРЖ КЛУЗО, «ИСТИНА», 1960 08.05.2021, субботка, 02:00 Да, крепко снимал кино Анри-Жорж Клузо в то время, которое нынче кажется чуть ли…

  • ДРОЖЬ

    1055. ДАРИО АРДЖЕНТО, «ДРОЖЬ», 1982 05.05.2021, среда, 04:36 Люблю фильмы про писателей. В них, как правило, не показывают писателя, который…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments