fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

264. ЮЛИУШ МАХУЛЬСКИЙ, «ВА-БАНК», 1981
20.02.2015, пяток, 07:25

«Тысячу обид я безропотно вытерпел от Фортунато, но, когда он нанес мне оскорбление, я поклялся отомстить. Вы, так хорошо знающий природу моей души, не думаете, конечно, что я вслух произнес угрозу. В конце концов я буду отомщен: это было твердо решено, — но самая твердость решения обязывала меня избегать риска. Я должен был не только покарать, но покарать безнаказанно. Обида не отомщена, если мстителя настигает расплата. Она не отомщена и в том случае, если обидчик не узнает, чья рука обрушила на него кару».

Пожалуй, этот блестящий пассаж из рассказа Эдгара По «Бочонок Амонтильядо» стал бы хорошим эпиграфом к картине «Ва-банк». Действительно, в фильме речь идет о мести, о мести, тщательно продуманной и исполненной с филигранностью крутого джазмена. Герой картины и есть джазмен. Правда, он еще и медвежатник. Но в этот раз он работает исключительно для того, чтобы покарать негодяя. И фильм заканчивается ровно в тот момент, когда обидчик узнаёт, кто подложил ему столь изящную свинью. Вообще этот момент продуман прекрасно. В начале фильма обидчик говорит джазмену: «От селедки ухо» и дергает себя за мочку. Сей фразеологизм в переводе можно обозначить как «Хрен у тебя что получится». И вот — получается. В финале уже джазмен притрагивается к уху, а обидчик, пораженный внезапной догадкой, скрипит зубами.

И все-таки «Ва-банк» не о мести. Другая тема занимала Юлиуша Махульского, когда он снимал свою авантюрную картину. Но об этом позже, а пока немного отвлеченных размышлений. В картине показано ограбление банка. И вот я подумал: хорошо было грабителям в далеком 1934 году (время действия фильма). Не то, чтобы я симпатизировал грабителям (хотя в кино всегда симпатизируешь именно им), но вот задумался. Пришел, отключил сигнализацию, вырубил полицейских, взял деньги и ушел. Ну, еще с сейфом повозился. А сегодня? Попробуй, приди. Придешь, и здравствуй, Компьютер. Компьютер везде — и в видеокамерах, и в замках, и даже в кнопках. Нет, натурально, в одну маленькую кнопку можно засунуть компьютер. И за каждым грабительским шагом наблюдает полиция. Не знаю, может, у современных грабителей и есть какие-то новые хитрости, но вот искусство медвежатников, которые взламывали сейфы на слух (как в фильме) ушло в прошлое. Нет больше механики, пришел Компьютер.

Впрочем, это все лирика. Знаете, о чем на самом деле снят фильм? О том, как хорошо было жить в Польше до 1939 года. Потом на много лет все стало очень плохо. А вот в 1934 еще нормально было. Можно было банками управлять, и можно было их грабить. Можно было накопить капиталец, и можно было его потерять. И пусть в фильме «Ва-банк» почти нет веселых персонажей, да и фон нарочито сер, а все же картина именно об этом. И о том же вторая, менее удачная часть трилогии (потому что есть и третья, но там уже современность). А вовсе не о мести. О мести написал Эдгар По, и после него за сию тему браться уже не стоило.

ва-банк
Tags: кинодневник
Subscribe

  • БЕЛЬФЕГОР - ПРИЗРАК ЛУВРА

    1126. ЖАН-ПОЛЬ САЛОМЕ, «БЕЛЬФЕГОР – ПРИЗРАК ЛУВРА», 2001 26.10.2021, вторник, 23:25 Типичное кино для семейного просмотра, а французы умеют стряпать…

  • КАТАЛА

    1125. СЕРГЕЙ БОДРОВ-СТАРШИЙ, АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ, «КАТАЛА», 1989 24.10.2021, воскресенье, 19:03 В детстве я увлекался игральными картами. Не в том…

  • ХОЛОДНОЕ ТАНГО

    1124. ПАВЕЛ ЧУХРАЙ, «ХОЛОДНОЕ ТАНГО», 2017 24.10.2021, воскресенье, 01:09 Тяжелый и непростой фильм о любви, которую сожрал режим. Да и какая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments