fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

250. АНДРЕЙ ЗВЯГИНЦЕВ, «ЛЕВИАФАН», 2014
13.01.2015, вторник, 11:20

Читая ленту новостей в фейсбуке, я с удивлением обнаружил массу уничижительных оценок, касающихся картины Звягинцева «Левиафан». Казалось бы, фильм снят на должном уровне, перегружен всевозможными смыслами, выгодно отличается от многих современных беззубых поделок, и вот никак не радует наших блогеров. Я уж не говорю о том, что картина динамична и смотрится на одном дыхании — в отличие от огромного количества образцов так называемого интеллектуального кино. Впрочем, все вышеперечисленные достоинства это семечки по сравнению с тем, что фильм снят дерзко и содержит в себе определенный вызов — в наше время это дорогого стоит, да и вообще нонконформизм, пусть даже в самых умеренных дозах, никогда искусству не мешал.

Так вот. Многие говорят о том, что «Левиафан», помимо прочего, картина тяжелая и депрессивная. Она тупо портит настроение. Против сего высказывания можно привести массу доводов, из которых самым примитивным и грубым будет совет пойти и посмотреть одну из веселых серий «Моей прекрасной няни».

Что касается основной темы фильма, то здесь нет единой точки зрения. Поскольку авторы прозрачно намекают на то, что ключом к разгадке служит библейская Книга Иова, вероятно, интерпретаторам стоит плясать именно от этой печки. Однако рассказанную историю можно трактовать по-всякому, и это в первую очередь зависит от того, во что верят зрители, решившие докопаться до сути. Кто-то скажет, что главный двигатель всего произошедшего это Промысл Божий, кто-то упомянет закон сохранения энергии; для третьих же виной всему станет хаос. Так или иначе, речь здесь идет о мироустройстве, а представления о нем у каждого свои.

Но кто бы ни стоял за всеми бедами, которые обрушились на главного героя — Бог или Дарвин со своей теорией, одну тему, бьющую сильнее других, обойти нельзя. Это тема восторжествовавшего зла. Зла, победившего в конкретном маленьком городке, в конкретной большой стране, на конкретной планете. Зла, которое невозможно скрыть. Зла, которое идет рука об руку с властью. Обличение власть имущих и подтверждение старинной прибаутки, гласящей, что закон — тайга, выводят фильм за рамки интеллектуального деликатеса для интеллигенции. Этот посыл, безусловно, ясен каждому зрителю, и этот посыл бьет прямо в цель назло всем тем, кто утверждает, что картина фальшива, неправдоподобна и потакает вкусам ничтожных либерастов.

И удивительно еще и то, что рядом с темой всепобеждающего зла возникает тема Христовой любви, перевешивающей все мерзкие поступки, совершенные персонажами. Я имею в виду поступок семейной пары Поливановых и прежде всего Анжелы, которая на глазах у зрителя из вульгарной бабы превращается в прекрасную женщину, готовую стать матерью для неприкаянного подростка. Этот душевный порыв полностью загораживает то зло, о котором говорится на протяжении двух с лишним часов. Собственно, сказать мне более нечего, и я очень надеюсь, что изложил свою позицию четко и доступно.

левиафан
Tags: кинодневник
Subscribe

  • КТО?

    1120. ЛЕОНАР КЕГЕЛЬ, «КТО?», 1970 14.10.2021, четверток, 05:23 Обожаю, когда остросюжетное кинцо начинается с фанковой проходочки на бас-гитаре. Тут…

  • СТАРШАЯ СЕСТРА

    1119. ГЕОРГИЙ НАТАНСОН, «СТАРШАЯ СЕСТРА», 1966 10.10.2021, воскресенье, 06:47 Главную героиню зовут Надежда, вот она весь фильм и надеется. Но себе…

  • ПРОГЛОТ И ДЕВЧОНКИ

    1118. СКАЙ БРАБАНД, «ПРОГЛОТ И ДЕВЧОНКИ», 2021 08.10.2021, пятничка, 03:37 Как я не искал, но адекватного фото к фильму «Проглот и девчонки»…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments