fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

247. КОНСТАНТИН ЕРШОВ, «ГРАЧИ», 1982
07.01.2015, среда, 23:58

«Грачи» это такой нравоучительный советский фильм, не лишенный обаяния — главным образом за счет блистательной игры Леонида Филатова, Виталия Шаповалова, Ярослава Гаврилюка и Алексея Петренко. Это фильм о братьях-разбойниках, старшем и младшем, которые работают вместе со своим зятем, претендующим на роль пахана. Они убивают двоих человек и еще одного калечат. Младший брат не убивает, грешат более опытные подельники. В итоге один погибает при задержании, другому подписывают высшую меру, а младший отправляется на пять лет в колонию.

Судья в исполнении Алексея Петренко хлопает совиными глазами и мучается. Немудрено — он только что человека под расстрел подвел. Впрочем, тут угадывается своя мораль — сей человек (Филатов) отрезанный ломоть. Он никогда не перестанет быть душегубом. Более того, он специально замочил жертву на глазах у брата, чтобы научить того жизни. Такой, по мнению авторов, заслуживает смерти. А вот брат действительно скоро кое-чему научится в колонии — надо полагать, труд сделает из него человека.

Да, так все и есть. Мораль здесь нехитра. Я прошу прощения у тех моих читателей, кто с фильмом не знаком, за то, что пересказал финал картины. Но меня оправдывает тот факт, что сюжет здесь не доминирует. Просто интересно наблюдать за тем, как матерые актеры Филатов и Петренко вытягивают нехитрый сценарий на совсем иные смысловые просторы.

Да, герой Филатова порочен до грязи под ногтями. Это волк. Бешеный. Бешеных волков отстреливают, и удивляться здесь нечему. Но он не просто губит души. За всеми его проступками кроется довольно убедительное мироощущение. Пусть он признает только силу; его оправдывает то, что он долго вынашивал в себе эту истину. Она для него способ существовать в недружелюбном мире, ибо он ни от кого не ждет милостей. Именно этому он и хочет научить брата: Возьми всё сам! Нужно убить? — убей! Пусть я душегуб, но я свободнее многих других, и в этом мое преимущество перед ними. Вот что играет Филатов.

Петренко наверняка знал, что Филатов будет играть именно это, и он изобразил именно такого судью, которому мотивации подсудимого вполне понятны. Судья признаёт, что внутренне преступник свободнее и его самого, и всех законопослушных граждан. И вот потому-то он и хочет его остановить. За внутренней свободой преступника маячит анархия в самом своем мерзком проявлении. За этой свободой даже не воля, а вольница. То самое, что сегодня так любят воспевать отечественные панк-рокеры. В общем, судья не может этого допустить. И он подписывает смертный приговор.

Таким образом нравоучительная картина превращается в картину о противостоянии. Противостоянии двух взглядов на жизнь. И с уходом очередного убийцы противостояние это никуда не исчезает. Оно не исчезнет до тех пор, пока крутится шарик по имени Земля.

грачи
Tags: кинодневник
Subscribe

  • СТРАСТИ ДОН ЖУАНА

    1137. ДЖОЗЕФ ГОРДОН-ЛЕВИТТ, «СТРАСТИ ДОН ЖУАНА», 2013 24.11.2021, среда, 03:45 Ну, бывают моменты, когда нужно посмотреть что-нибудь со Скарлетт…

  • МИЛАШКИ

    1136. КЛОД ШАБРОЛЬ, «МИЛАШКИ», 1960 22.11.2021, понедельник, 03:39 Как хорошо абстрагироваться от повседневных забот и посмотреть что-нибудь из…

  • КАК БУМЕРАНГ

    1135. ХОСЕ ДЖОВАННИ, «КАК БУМЕРАНГ», 1976 19.11.2021, пятничка, 02:05 Я уже вроде говорил об этом, но повторю. Дело идет об Алене Делоне. Так вот.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments